Автор: Эллина Глебова

Еще во время пандемии зумеры начали яснее замечать, что не получают признания и компенсации за сверхурочную работу. Во время «Великой отставки» (The Great Resignation), когда в США в 2021 году добровольно уволились 48 миллионов человек, люди начали больше задумываться о своей карьере, зарплате и о том, как к ним относятся на работе. Это веяние дало основу тренду на quiet quitting, зародившемуся в тиктоке.

Про quiet quitting написали The Wall Street Journal и The Guardian. Рассказываем, что такое «тихий уход», почему он вызывает такой ажиотаж и как принятие его принципов может помочь достичь неуловимого баланса между работой и личной жизнью.

Что такое quiet quitting

Несмотря на название, на самом деле термин не имеет никакого отношения к увольнению с работы. To quiet quit — ситуация, когда вы выполняете лишь указанные в вакансии обязанности, и не более того. По-прежнему ответственно работаете, но остаетесь в строгих рамках своих должностных требований. Больше не нужно брать на себя неоплачиваемые дополнительные задачи или проверять электронную почту в нерабочее время.

Люди, практикующие «тихий уход» устанавливают четкие границы между работой и личной жизнью. Эти сотрудники не придерживаются культуры токсичной продуктивности и не отождествляют себя со своей работой. А когда уходят домой, оставляют работу позади и сосредотачиваются на семье, партнерах и хобби.

Первое известное использование термина «quiet quitting» появилось в тиктоке Брайана Крили, карьерного коуча из США. В нем он рассказывает, что «тихое увольнение» подразумевает отказ от менталитета культуры суеты, согласно которому работа должна быть частью вашей жизни. Сейчас у вирусного ролика более 3 миллионов просмотров, а суммарно тиктоки с хештегом #quietquitting посмотрели более 6,5 миллиона раз. Общее движение может также иметь свои истоки в Китае, где хештег #tangping («лежать ровно») использовался в знак протеста против культуры переработок.

Почему сотрудники тихо увольняются

Согласно глобальному отчету Института Гэллапа, лишь 21 % людей увлечены своей работой. В России этот показатель составляет 22 %. В мировом масштабе этот уровень вовлеченности падает в течение двух последних лет.

Согласно отчету компании Asana «Анатомия труда», семь из десяти работников из контрольной группы со всего мира испытали эмоциональное выгорание в 2021 году. Результаты отчета также показали, что сотрудники с выгоранием совершают больше ошибок и более склонны к депрессии.

Пандемия подтолкнула появление движения quiet quitting, поскольку перевернула культуру труда с ног на голову. Согласно отчету LinkedIn от 2022 года, в 2021-м у большего числа людей появилось время подумать и подвергнуть сомнению свою карьеру и свой баланс между работой и личной жизнью. Поэтому люди и обращаются к социальным сетям — чтобы выразить свое недовольство. Работа на дому также показала, что необязательно тратить время на дорогу в офис.

Как практиковать «тихий уход» в работе

— Установите границы. Таким образом вы расставляете приоритеты, экономите силы и в итоге лучше раскрываете наш потенциал. Вы работаете не больше, а умнее. Четко выразите свои границы коллегам и руководителю. Например, что вы будете отвечать на сообщения коллег в мессенджерах во внерабочее время.

— Не бойтесь ошибаться. Ошибки помогают нам учиться, совершенствоваться и расти. Вспомните, когда в последний раз вы ошибались на работе: объем негативных последствий от этой ошибки были пропорциональны объему вашего самобичевания? Скорее всего, нет. А даже если да, вы все равно узнали что-то новое и в следующий раз поступите по-другому.

— Помните о своей безусловной ценности. Критика или даже похвала от начальства не определяют вашу ценность. Вы делаете достаточно. Празднуйте свои победы, признавайте сильные стороны — и помните: то, кем вы работаете, не определяет вас полностью.