«Архстояние» — один из главных российских фестивалей современного искусства в нашей стране. Каждый год всего на три дня в арт-парк «Никола-Ленивец» под Калугой съезжаются тысячи горожан, желающих окунуться в искусство вдали от музейных стен и гаджетов. В этом году он прошел с 29 по 31 июля с темой «Счастье есть?». Художники, архитекторы, перформеры и музыканты представили мистерию-путешествие об обретении опоры и надежды в меняющемся мире.

Автор «Большого Города» София Назарова побывала на фестивале в качестве волонтера и делится личным опытом. «В Николу-Ленивец я езжу уже не первый год, а в качестве волонтера на „Архстояние“ — третий год подряд. Каждый раз это абсолютно новые впечатления и, как по мне, самый лучший вид отдыха от городских будней», — рассказывает журналистка.

Автор: Софья Назарова

Как стать волонтером

Чтобы стать волонтером на фестивале, достаточно заполнить анкету на сайте, которая появляется за месяц до предполагаемой даты заезда. Конечно, шансы увеличиваются, если ты волонтеришь не первый год и знаешь организаторов. Однако если у тебя был аналогичный опыт волонтерства, только в другом месте, то тебя с радостью возьмут.

Не нужно переживать, если ничего подобного ты никогда не делал. Где-то через месяц после обработки заявок тебе позвонит куратор волонтеров и проведет собеседование. Обычно разговор о том, что предстоит по-настоящему работать и что волонтерство на «Архстоянии» — это прежде всего «не тусовка с друзьями, а серьезный труд». Чтобы попасть, ты должен быть готовым ночевать в полевых условиях, рано вставать и не отвлекаться от работы до семи часов вечера.

Условия для волонтеров

— Как правило, волонтерство длится от десяти дней до двух недель. Есть два заезда. В этом году первый заезд пришелся на 18–31 июля. Второй, соответственно, на 25–31 июля. В моем случае из-за кучи дел в Москве мне не удалось приехать с первым заездом, поэтому пришлось отправиться со вторым. Это никак не портит и не меняет ситуацию, просто, как правило, с самого начала там интереснее — со всеми знакомишься, строишь лагерь, начинаешь работу над арт-объектом. Волонтерство — всегда большая дилемма для людей с работой: нужно подгадать так, чтобы отпуск пришелся на эти десять дней, что не всегда получается.

Волонтеры живут в палаточном лагере недалеко от арт-объекта «Футбольное поле», и чаще всего это место скрыто от посторонних глаз. В этот раз все пошло не по плану, и лагерь расположился практически рядом с инфоцентром, где встречают гостей и надевают браслеты. И все волонтеры были на виду.

В парке есть оборудованный душ и туалет, так что иногда кажется, что полевые условия немного игрушечные. Также на берегу Угры есть кафе с идентичным названием, где можно выпить капучино на кокосовом молоке с утра за вполне себе московские деньги. Но не беда — для волонтеров предусмотрено трехразовое питание, которое обычно соответствует всем представлениям о домашней еде.

В чем заключается работа

— Подъем в 08:00, завтрак в 08:30, а рабочий день начинается с 09:00 после утренней летучки за завтраком. В этом году было очень много волонтеров — около 50 человек. Кажется, это было не очень удачным решением как для организаторов, так и для волонтеров. В прошлом и позапрошлом году речь шла о 25–30 людях: при этом нет ощущения, что ты с кем-то не знаком, костер, за которым собираются вечером, всегда общий, и довольно четко понятно, кто и на каком участке работает.

В этом году волонтеры строили несколько новых арт-объектов: «Аквариум», «Мавзолей мечты», «Одеялко», «Санаторий сна», «Сено любви». После работы на арт-объектах — а это обычно занимает все дни непосредственно перед фестивалем — волонтеров отправляют на инфоцентр или дежурить у новых объектов, чтобы рассказывать гостям о том, что происходит.

Что доверяют волонтерам и что я делала в этом году

— Волонтерам доверяют очень многое — начиная от раздачи еды и заканчивая строительством новых арт-объектов. В этом году большую часть времени я провела на строительстве арт-объекта Тотана Кузембаева «Мавзолей мечты». Арт-объект представляет собой высокий обелиск с несколькими слоями — это могильные цветы, металлические листы с граффити, пластиковые бутылки, бутылки пива и нижний слой из костей и глины. Основная мысль — «когда хочешь счастья, не делай зла другим».

Работать над ним было удивительно и трудно во всех смыслах. Во-первых, нужно было укладывать каждый слой мавзолея очень аккуратно, чтобы не нарушить общую композиционную идею. Так как я приехала позже, другие волонтеры уже справились с этой задачей. Я же приехала на самый сок — укладывание фундамента из костей и глины. Как оказалось, это сложная задача как физически, так и морально — некоторые волонтеры ушли оттуда, потому что у них была паническая атака при виде груды коровьих костей. Я не из робкого десятка, поэтому со мной ничего такого не произошло. Единственный и довольно существенный минус — ужасный запах от этих самых костей. Дело в том, что их до этого промывали и вываривали и они приобрели характерное тухловатое амбре.

Сначала нужно было укладывать кости рядком, сматывая их проволокой, чтобы они держались. На этом наши приключения не закончились. Кто-то сказал, что у гостей возникнут не те ассоциации при виде костей у основания объекта. Было принято решение спрятать их, закрыв толстым слоем из соломы и глины. Это было, конечно, очень весело.

Я вместе с другими ребятами месила глину и мазала ей этот слой под адски палящим солнцем. Наша одежда была в глине и грязи, и в сравнении с другими наша работа как будто оказалась сложнее. После окончания объекта нас встречали аплодисментами в лагере.

Еще мне довелось поработать с проектом «Одеялко». Несколько сотен спасательных одеял МЧС были склеены вместе, чтобы после их можно было разложить на акустическом поле и устроить дневной перформанс. Вечером того же дня под этим одеялом был бы рейв. Под палящим солнцем мы в течение трех часов пытались правильно разложить одеяло, чтобы его не порвать. Мы чувствовали небывалую абсурдность и усталость от происходящего, но справились.

Как я уже говорила, после работ с объектами волонтерам следовало стоять в инфоцентре, помогать гостям ориентироваться в парке и объяснять, что делать. Я с компанией новых друзей выполнила эту задачу.

А разрешается ли тусить

— Звучит все так, будто на это совершенно нет времени, но нет. В дни фестиваля есть возможность немного пофилонить и посетить интересующие перформансы. Об этом заранее нужно предупредить куратора и не шибко увлекаться гуляниями. После шести часов вечера, чаще даже раньше, все волонтеры свободны и могут ходить на рейвы и куда захотят. Кураторы частенько тусят вместе с нами.

Почему я вообще занимаюсь волонтерством

Волонтерство для меня — прежде всего ощущение причастности к чему-то большему и к искусству в том числе. Мне очень нравится работать руками и гораздо приятнее создавать новый арт-объект.

В этом году, конечно, стоял очень трудный выбор, потому что с финансовой точки зрения пропускать работу мне было невыгодно. Но я понимала, что если не съезжу, то пропущу те эмоции, которые можно получить только в Николе-Ленивце. Кажется, что лично для меня друзья и ощущение волонтерской семьи важнее времяпрепровождения на площадке. В парке и так многим нравится, а вот такую теплую компанию очень трудно запросто обрести на фестивале.

Можно сказать, что волонтерство похоже на летний лагерь. После поездки возвращается ощущение, что тебе снова 15, появляются силы жить. Советую всем пережить такой опыт, и — счастье есть.

Фотографии: личный архив героини