Из-за санкций российские издательства сталкиваются со множеством трудностей: Стивен Кинг, Нил Гейман и другие известные авторы отказались публиковать свои книги в России, а крупнейшие издательские дома Penguin Random House и Macmillan Publishers больше не сотрудничают с российскими коллегами. Ситуацию усугубляет подорожание сырья — бумаги, ниток и клея.

В книжной сфере есть и другие проблемы, которые связаны со сложностями общения писателей и издателей: первые не понимают, куда и как отправлять рукописи, как презентовать свои тексты, вторые страдают из-за дефицита хорошо написанных текстов.

Последние несколько лет коммуникация автора и издательства начала налаживаться. Отчасти на это повлияли литературные агентства — новый для российского рынка институт взаимодействия между издательствами и писателями. Литагенты защищают интересы автора, добиваются для него лучших условий, договариваются с издателями и помогают продвигать книги. Сейчас в России около пяти литагентств, многие из них работают с известными авторами, но есть и те, кто продвигает тексты начинающих. Одно из них — бюро «Литагенты существуют», созданное литагентом Настей Дьяченко в 2020 году. «Большой Город» поговорил с Настей о книжном бизнесе в новой реальности, обоюдном недовольстве писателей и издателей, а также попросил дать советы авторам.

Автор: Аня Кузнецова

О роли литературного агента на книжном рынке и о том, что беспокоит писателей и издателей

— Формат литературного агентства мало знаком российскому писателю. Чем занимаются литературные агенты?

— На Западе литературные агенты существуют с XVIII века. Они — драйвер развития книжного рынка, защищают интересы автора, добиваются для него лучших условий, а потому создают рост конкуренции между издателями. Литературный агент понимает и чувствует, как устроен рынок, какие в нем тренды, куда и какие рукописи предлагать, имеет базу контактов. Литагент умеет представить книгу так, чтобы она была коммерчески интересна, предлагает ее в издательства или кинопродюсерам для экранизации.

По классической западной схеме литературный агент получает проценты от доходов автора — порядка 10–20 %. Если переложить эти условия на наш небольшой российский рынок, где гонорары писателей сильно ниже, схема не будет работать. Даже если книга хорошо продается, российский автор в среднем получит около 150 тысяч рублей за полгода продаж. И 20 % от этой суммы — не те деньги, на которые литагент может жить. Поэтому российские литагентства зачастую работают с авторами уровня Виктора Пелевина и Гузель Яхиной — с теми писателями, у которых уже есть имя и тексты которых расходятся большими тиражами.

— Какие литературные агентства работают в России?

— «Банке, Гумен и Смирнова», «Флобериум» при одноименной писательской школе, агентство Галины Дурстхофф, продвигающее Владимира Сорокина, агентство Елены Костюкович, представляющее за рубежом интересы Людмилы Улицкой, «Голова» при издательстве No Kidding Press. Сейчас их становится все больше, но два года назад идея открыть такой проект вызывала вопросы. Многим казалось, что в России такой формат не работает.

— Что изменилось с тех пор?

— Открываются новые литагентства, а значит, писателям и рынку это важно. Да и интерес у авторов к литературным агентам был всегда — через фильмы и другую массовую культуру. Всегда хочется, чтобы был человек, который придет и решит все вопросы, защитит от злых издателей и со всеми договорится. Такая возможность манит творческих людей, поэтому поток клиентов у нас большой.

В телеграм-канале «Литагенты существуют» мы делимся внутренней кухней издательского рынка. Вокруг нас сложилось теплое комьюнити, люди пишут, что советы помогают им продвигать тексты, подписывать контракты с издательствами. Так что да, дело меняется.

— С какими проблемами сталкиваются издатели в работе с авторами?

— Боль издателей — это тайм-менеджмент, рукописи не сдаются вовремя. Бывает, автор ушел дорабатывать рукопись и пропал. Другая проблема — качество текстов. Часто писатель приходит с крутой идеей, но не может реализовать ее. Бывает, что автор не доверяет экспертизе издательства и продавливает свои условия, например свой вариант обложки. Самый больной пример — фото автора на обложке. Понятно, что если ты известный эксперт или блогер-миллионник, это сработает как маркетинговый инструмент. Но если нет, фотография может отпугнуть читателя психологически, напомнив о неприятном человеке.

Если прислали нон-фикшен, важна экспертность автора, его опыт работы, а также актуальность темы. Также издатели смотрят на аудиторию автора, есть ли у него подписчики в соцсетях, студенты, которые смогут поддержать книгу.

У издательств мало ресурсов, а поток текстов, поступающих в редакцию, огромный, и ответить на каждую заявку физически невозможно. Когда я работала в «МИФ», пыталась отвечать всем, даже если текст не подходит. Люди реагировали по-разному: кто-то посылал, кто-то начинал дискуссию, времени на которую просто нет.

— А что тревожит писателей?

— В первую очередь реакция читателя. Книга — непростой с точки зрения взаимодействия с читателем продукт. Ты можешь заложить потенциал, но никто не знает, выстрелит она или нет. Это всегда инвестиция в неизвестность. Один наш клиент сказал: «Я думал, что, когда моя книга выйдет, ангелы затрубят, а они не затрубили». Авторам кажется, что издательство мало вкладывается в продвижение, недостаточно выделяет ресурсов на маркетинг. Получается конфликт творческой личности и суровых реальностей бизнеса. Да и работа над книгой после сдачи рукописи не заканчивается. Автор устал от процесса письма, хочет отдохнуть, а надо вносить правки, рекламировать книгу.

Но мне кажется, что основная проблема в непрозрачности рынка и отсутствии диалога между его участниками. Авторы боятся говорить, на каких условиях они сотрудничают с издательством, рассказывать, что издательство не выполнило свои обязательства перед ними, даже если в договоре про коммерческую тайну ничего не сказано. Например, на рынке работают фирмы-однодневки, которые обманывают авторов на деньги и через неделю после договора исчезают. Даже известные издательства порой задерживают гонорары.

Я, как литагент, хочу создать комьюнити для открытого обмена опытом. Пока люди боятся спрашивать, сколько зарабатывает писатель, сколько ждать, пока книга выйдет, развития не будет. А хочется, чтобы рынок рос, чтобы книг становилось больше, а авторы могли жить на доходы от творчества.

— Как вы помогаете решить эти проблемы?

— Нам важно просвещать авторов. Мы много рассказываем об устройстве рынка, бизнес-стратегиях и презентации своих текстов. Участвуем в писательских курсах как эксперты, входим в жюри литературных премий, что позволяет нам оценить состояние современной литературы, увидеть частые ошибки авторов, чтобы рассказывать о них другим.

Ошибки, которые совершают начинающие авторы

В тексте:

— Затянутое начало.

— Попытки добавить в текст все и сразу, неудачные эксперименты с сюжетом.

— Главный герой — слишком идеальный персонаж: избранный, красивый, умный, со всеми ладит, всех в себя влюбляет.

— Нарратор постоянно перескакивает с темы на тему: фокус то на внутренних переживаниях персонажа, то на происходящем вовне.

— Отсутствие мотивации у героев.

— Автор рассказывает, а не показывает.

— Непроработанная структура.

— Недостаточное внимание фактчекингу.


В коммуникации с издателем и читателем, в рекламе:

— Отправляют рукопись всем подряд.

— Не публикуют отрывки книги в соцсетях или медиа в рамках релизов, ждут, когда рукопись будет готова.

— Не ведут соцсети.

— Не читают уже выпущенные книги по своей теме.

О создании литагентства в пандемию, попытке не обидеть авторов и количестве текстов, доходящих до публикации

— Когда вы решили делать свое бюро?

— Раньше я не мыслила себя предпринимательницей, видела себя в литературном поле — восемь лет я отдала этому, работала в издательском центре «Академия» и в «МИФ», где управляла командой по работе с авторами. «МИФ» был довольно прогрессивным: мы первые придумали должность менеджера по работе с писателями, который руководит проектом, следит за сроками, работает с маркетингом книги и объясняет автору, что происходит, как общаться с читателем, какие для этого есть инструменты.

Когда в 2020 году грянула пандемия, я решила, что самое время что-то менять на рынке, и запустила свое бюро. Сейчас у нас работает семь человек, у всех большой опыт работы в литературной среде: среди нас публикующиеся писательницы, маркетолог с восьмилетним стажем в книжной индустрии, издательницы, эксперты по авторским правам и другие.

— На какие жанры ориентируетесь?

— Мы работаем и с нон-фикшен-литературой, и с художественной, и с детской. Эксперта подбираем среди наших сотрудников или ищем среди знакомых. Тут важны личные предпочтения каждого агента. Не работаем только с поэзией, потому что сложнее, да и коммерческий потенциал сильно ниже. А успешные поэты в нас не нуждаются.

— Можно заработать на жизнь, будучи агентом, или приходится совмещать с другой работой?

— Можно, но литературный агент в России не может жить только на проценты от продажи книги, поэтому наша деятельность шире. У нас есть продюсерское направление, когда мы ведем автора от и до, консалтинг, где даем советы по улучшению продвижения, литературное менторство и закрытый писательский клуб. Мы начинали, давая консультации по текстам, а сейчас выросли.

Но за консультациями продолжают обращаться — их не хватает авторам. Издательства не объясняют, почему отказывают, а мы находим экспертов внутри команды или ищем подходящих специалистов, которые разбирают текст по косточкам и дают рекомендации — это приносит больше всего денег. Так, тренер по публичным выступлениям Айнур Зиннатуллин раньше издавался только в самиздате и пришел ко мне на консультацию — хотел публиковаться в крупном издательстве. Мы проработали синопсис, обсудили возможности его писательской карьеры. Сейчас у него выходит третья книга в «Эксмо».

— В каком формате вы даете обратную связь? Сложно не обидеть автора?

— Как мягко дать обратную связь, чтобы не ранить человека, — один из вечных челленджей. Письмо, как любое творчество, — очень ранимая штука. Существуют понятные способы, например бутерброд обратной связи, когда структура отзыва выглядит так: «хорошо, плохо, хорошо».

За годы практики я поняла, что люди благодарны за критику. Если человек приходит с запросом на развитие, то ждет объяснений, что лучше исправить, а потому адекватно воспринимает отзыв в любой форме. Мы, разумеется, очень бережно даем фидбэк. У нас нет цели раскритиковать: мы можем лишь оценить ее коммерческий потенциал и качество текста.

Лучше как можно раньше узнать, что книгу не стоит дорабатывать, либо, наоборот, что ее нужно доработать по структуре или языку. Поэтому чаще люди благодарят за критику, даже когда я прямо говорю, что они не добьются своей цели через публикацию. Думаю, секрет в том, что мы ориентируемся на цель автора. Если человек хочет написать текст для себя, проблем нет — можно выложить его в самиздате, а если цель сложнее, мы предлагаем стратегию работы над проектом.

Сколько стоят услуги бюро — на примере «Литагенты существуют»

Консультация, во время которой литагент разберет ваш синопсис, проблемы и вопросы по книге — от 5 тысяч

Вычитка демоглавы для издательства: обратная связь и рекомендации по доработке книги, чтобы текст передал основные идеи и был написан в соответствии с критериями издательства — 5 тысяч

Издательская рецензия: подробный разбор вашего текста. Литагент оценивает востребованность рукописи, дает рекомендации по доработке и список издательств, которым может быть интересна книга, — 15 тысяч

Упаковка книги для продвижения: анализ целевой аудитории книги, выявление фишек книги, анализ на соответствие трендам, подготовка пресс-релизов для разных категорий и тематик медиа и блогов, рекомендация по каналам продвижения — 15 тысяч

Литтренерство — регулярные встречи с литагентом, во время которых обсуждается фабула, персонажи, сеттинг и композиция, разбирается ваша рукопись и трудности, с которыми вы сталкиваетесь, выстраивается план дальнейшей работы — 30 тысяч рублей

PR-менторство: встречи с агентом и чат поддержки. Литагент разрабатывает стратегию продвижения книги и автора, тестирует гипотезы продвижения и анализирует результаты — 30 тысяч рублей

— Много ли рукописей доходит до публикации?

— Два раза в год мы проводим питчинг — приглашаем всех желающих заполнить анкету с описанием идеи книги. Если синопсис и идея окажутся перспективными, мы зовем участников во второй этап, где они презентуют свои идеи литагентам, а те дают обратную связь. Обычно во вторую стадию проходит треть от всех заявок. Если идея автора заинтересует одного из литагентов нашего бюро, мы запросим у него рукопись на рассмотрение. После вычитки литагенты отправляют писателю рекомендации по доработке, список рекомендуемых издательств для публикации или предложение стать автором нашего бюро и передать литагенту переговоры с издательствами.

Если говорить про общий поток обращающихся, то доля тех, кто доходит до публикации, ниже — 10–15 % от общего числа обращений. С ними можно работать. Остальные заявки скорее про попытки писать, про идеи, которые точно не приживутся, потому что не подходят под формат книги.

Хорошо, что писательские курсы становятся популярнее, потому что среднестатистическому автору непонятно, что нужно учиться писать. Образ всезнающего творца, у которого есть талант и вдохновение, идет из великой русской литературы, но на самом деле письмо — про трудолюбие и дисциплину.

О том, как изменился российский книжный рынок, и о темах, которые интересуют писателей и издателей

— Как новая реальность отразилась на книжной индустрии в России?

— Сейчас кризисные времена для издательского рынка: проблемы с логистикой, бумагой, невозможность оплатить валютные контракты, да и не все зарубежные авторы и крупные издательства доступны. Раньше издатель мог посмотреть на рейтинг продаж книги за рубежом, перевести ее на русский и опубликовать с минимальными рисками. Теперь же русскоязычные писатели впервые за очень долгое время стали интересны российскому издателю. В этом смысле кризис — время для перемен.

Из-за дефицита сырья сильно подорожали книги (по словам президента издательской группы «Эксмо-АСТ» Олега Новикова, их стоимость увеличилась на 20 %. — Прим. ред.). Книга становится роскошью: ее дорого и производить, и покупать. Поэтому грядет рост продаж книг в электронных форматах, а еще рост пиратства. Книги моментально появляются в свободном доступе, и для издательств это больная тема.

— Каково быть писателем в России сегодня?

— Жизнь современного писателя не особо сладка, потому что ты не можешь сделать писательство своей основной работой. Как я уже сказала, авторы получают порядка 150 тысяч рублей за полгода, если книга хорошо продается. Авторы, которые могут жить на доходы от книги — это либо бизнес-тренеры, которые ездят с лекциями по стране, либо серийные писатели вроде Дарьи Донцовой.

Для среднестатистического автора писательство — это всегда вторая смена, потому что у них основная работа, после которой они приходят и пишут книгу. То есть у тебя работа, семья, увлечения и плюсом письмо. А еще продвигаешь соцсети, пишешь заявки на литературные премии, подаешься в писательские резиденции. Это большая нагрузка. Поэтому быть писателем можно, только если ты очень любишь писать. Если тебя не прет, не нравится процесс, мало шансов, что книга получится.

— Каких книг ждут в издательствах?

— У читателей появился спрос на литературу, которая помогает уйти от реальности — фэнтези и детективы, а также на книги про заботу о себе. Психология — самый популярный жанр на рынке. И если раньше это был селф-хелп или полезные советы, то сейчас — книги про травму, написанные психотерапевтами. Такие тексты ждут все ведущие издательства. Бизнесовые книги стали менее интересны, но вырос спрос на тексты о финансовой грамотности.

Если говорить про художку, то тут у каждого издательства свои вкусы. Но в целом фокус на жанровую литературу. Мы в бюро собрали список тем, на которые сейчас спрос:

  • триллеры (скандинавские и про маньяков);
  • антиутопии;
  • книги об искусстве;
  • книги о культуре республик в составе России, культуре других стран;
  • сказки и современные адаптации мифов, классических сюжетов, баллад.

О важности общения писателя с аудиторией

— Как писателю продвигать свою книгу самостоятельно?

— Главное — быть в контакте с аудиторией, не бояться идти в диалог через соцсети, через личные встречи — в этом основной секрет. Читатель ждет общения с автором. Однако важно не бояться экспериментировать с другими методами продвижения: никогда не угадаешь, что выстрелит.

— Автору необходимо выстраивать личный бренд?

— Пелевин никогда не показывается на публике, но продается огромными тиражами. Но мы живем не в том мире, в котором Виктор Пелевин начинал свою писательскую карьеру. Можно, конечно, продвигать книги через медиа без указания авторства, но такие кейсы куда менее успешны, чем случаи, когда автор активно продвигает книгу и у него есть аудитория.

У автора и издательства есть три месяца на то, чтобы книга заявила о себе, иначе ее смоет потоком новинок. Если на старте продаж у книги мало отзывов читателей, то шансов нет. Потом текст будет сложнее продвинуть: книжные критики и блогеры читают новинки, на премии можно выдвигать только свежие тексты. Поэтому количество тех, кто ждет книгу, критически важно для ее продвижения. Советую набирать аудиторию во время письма: создать комьюнити, делиться фрагментами, устраивать опросы в соцсетях про имя героя, его цвет волос, чтобы читатель вовлекался, чувствовал, что книга пусть и немного, но принадлежит и ему.

— Что вы посоветуете начинающим писателям?

— Главный совет — это коммуникация, авторы мало готовятся к презентации книги издательству как к серьезному этапу. Важно написать приятное письмо, выслать понятный синопсис. Это уже половина успеха. Помните, что ваши заявки читает уставший редактор, пересмотревший сотни писем. Вам надо выделиться в этом потоке. Навык влюблять в себя и свой проект людей пригодится и для презентации книги читателям, критикам, журналистам, блогерам.

Я рекомендую не пренебрегать в тексте композицией, сюжетными линиями, не смешивать жанры, особенно, если это ваша первая книга. Хорошо пойти учиться в писательскую школу. Ну и не забывать быть бережным к себе, не пытаться за ночь написать главу, потому что долгая тяжелая работа вредит креативности. Создайте себе приятное пространство для работы, ритуалы, которые помогут настроиться на творческий процесс: прогулка перед письмом, чтение книги по теме, просмотр блогов других писателей. И еще один важный совет по созданию текста: не путайте режим автора и режим редактора. Сначала пишете, выливаете мысли на бумагу, потом редактируете, переставляете местами абзацы, что-то убираете, где-то добавляете. Это облегчит процесс письма.

Фотографии: Даниил Шведов