Миска перевернута, лежанка разорвана в клочья, а домик не вписывается в дизайнерский интерьер квартиры — все эти проблемы нередко ждут хозяев животных. Найти функциональную и при этом красивую мебель для питомцев бывает непросто, а еще сложнее — подобрать то, чем захочет пользоваться привередливый четвероногий сосед. Мы поговорили с создателями российских брендов товаров для котов и собак о том, как проверить лежанку на фокус-группе, раскрутиться с помощью животных-блогеров и зарабатывать на своей продукции.

Лежак на все времена

Москвич, юрист и хозяин двух джек-рассел-терьеров Евгений Баджер долго был недоволен российским рынком товаров для питомцев. Десять лет назад купить лежак, который бы хорошо смотрелся в квартире, было не так просто: в основном в зоомагазинах продавались цветастые лежанки, но они Евгения не устраивали. «Идешь по квартире, и взгляд цепляется за какое-то яркое пятно, которое здесь в интерьере вообще не нужно. Да и материал был очень некачественный, тонкий. По нынешним меркам это даже невозможно назвать нормальным лежаком», — возмущается Баджер. Подходящий по всем параметрам лежак он решил сделать на заказ — купил ткань и попросил помочь свою знакомую, которая шила дома на машинке разные изделия.

Идеальная лежанка не оставила равнодушными не только собак, но и гостей Евгения: они просили сделать для них такую же. «Я подумал, почему бы и нет. У меня тогда не было ни интернет-магазина, ни бизнес-плана, просто сарафанное радио работало, знакомая потихоньку шила, я это все фотографировал со своими собаками и выкладывал в группы в соцсетях и на форумы, посвященные джек-рассел-терьерам», — вспоминает предприниматель. Но вскоре от услуг знакомой швеи пришлось отказаться — она запила и не смогла выполнить заказы.

Евгений — тогда он как раз уволился — начал делать все сам и стал учиться шить и конструировать лежаки. Для начала он просто распорол готовый, купленный в зоомагазине «Бетховен», чтобы посмотреть, как он устроен. Следующим этапом стало создание лежаков со съемными чехлами без молний: их просто стирать и чистить от шерсти, а также чехол можно легко заменить, если он испорчен зубами или просто больше не подходит под интерьер. Вскоре в ассортименте появились миски на деревянных подставках, ящики и лежаки на каркасах. Все это Евгений сначала тоже делал своими руками, обучившись столярному мастерству, но после познакомился с парой столяров-профессионалов и передал работу с деревом им. Небольшое производство товаров для собак со стартовыми вложениями 10 тысяч рублей стало брендом Badgers Wood.


Вскоре от услуг знакомой швеи пришлось отказаться — она запила и не смогла выполнить заказы

«Долгое время мы очень хорошо росли, но с конца февраля ситуация в корне изменилась. Идут волны продаж: в марте был гигантский рост, в месяц мы продали под сотню штук. Потом была вторая волна в августе», — говорит Евгений Баджер. В этом году цены на изделия пришлось увеличить на 30 % из-за роста себестоимости материалов, причем как импортных, так и российских. «Каждый лежак мы упаковываем в пыльник. Ткань — она называется „двунитка“ — для него делает одна ивановская фабрика. И вот эта ткань начала дорожать. Она раньше стоила 50 рублей за метр, а сейчас — 95 рублей. И каждый раз, когда я ее закупаю, она все дороже и дороже. Я спросил у менеджера, что, собственно, происходит, и оказалось, что, во-первых, ткань окрашивается иностранной краской, а во-вторых, все станки импортные», — жалуется предприниматель. Наполнитель для лежаков — стружка из вторичного пластика — в России не производится вообще, ее приходится закупать за границей.

Несмотря на все сложности, Badgers Wood продолжает работать — недавно у бренда вышли новые коллекции, посвященные мхам и лишайникам, растительности средней полосы и водорослям, а помимо мебели в ассортименте появилось собачье печенье. Сейчас все деревянные изделия по-прежнему изготавливает пара столяров в своей небольшой мастерской в Москве, а текстильные — шьются на фабрике в Подмосковье. Готовых лежаков и мисок у Badgers Wood нет, но зато каждый хозяин может выбрать индивидуальный дизайн, который впишется в интерьер и устроит собаку. Например, некоторые породы не могут прыгать, потому им нужны лежанки с вырезом в бортике, а люди часто просят веганскую модель без использования натуральной кожи. Хитом марки стали пледы: хозяева все чаще берут собак в кафе и возят в такси, а пледы как раз помогают удобно разместиться и не испачкать диваны лапками. Кроме того, поступают заказы на оптовые партии от зоомагазинов и груминг-салонов для перепродажи, а отели заказывают продукцию для постояльцев с животными. Предприниматель не раскрывает прибыль, но отмечает, что каждый год она растет примерно на 15 %.

Кто сказал Miioo

История бренда Miioo началась так же, как и бизнес-путь Apple и Microsoft, — в гараже: первой производственной площадкой стал гараж в доме родителей одного из основателей, Андрея Чердакова, в городе Балаково Саратовской области. До этого Андрей с женой Екатериной Савенковой и вовсе делали когтеточки на балконе в московской квартире, но потом все же от этой идеи отказались: от таких работ дома оставалось слишком много пыли и грязи.

В 2018 году Андрей и Екатерина — архитекторы с опытом работы в разных бюро и ведения собственного бизнеса — решили заняться товарами для животных. Купить для котов когтеточки и миски, которые бы хорошо смотрелись в интерьере, было непросто, и супруги долго собирались начать делать что-то свое. «Мы думали об этом примерно два года, потом в какой-то момент, когда у нас уже было свое бюро и представления о бизнесе, мы стали серьезно обсуждать концепцию. Фантазия у нас есть, насмотренность есть», — говорит Чердаков. Первым изделием стали круглые настенные когтеточки — их Екатерина и Андрей собрали сами из порезанной на заказ фанеры и каната и пошли фотографировать в соседний парк. На микропартию из пяти штук начинающие предприниматели потратили 10 тысяч рублей: в одной мастерской деревянные части распилили плохо, и пришлось обращаться в другую, а канат сначала купили неподходящий. Вместе с первыми изделиями появилось и название, образованное из кличек двух котов — Милы и Оливера.


Хотя никто ничего за это время не купил, предприниматели решили, что у бизнеса есть потенциал

Примерно неделю Андрей и Екатерина выкладывали фотографии когтеточек в инстаграм*, и хотя никто ничего за это время не купил, предприниматели решили, что у бизнеса есть потенциал. «В архитектуре и дизайне ты все делаешь долго, переделываешь, подстраиваешься под заказчика и только потом видишь результат, а иногда и вообще не видишь — если проект не устраивает. А тут мы могли что-то сделать за день, мы сами себе заказчики. Нам это нравилось», — рассказывает Чердаков. После двух когтеточек архитекторы начали разрабатывать целую линейку продукции, а отец Андрея предложил свою помощь и тот самый гараж в Балакове. На обустройство мастерской и закупку материалов ушло еще 100 тысяч рублей — каждый месяц в бизнес приходилось вкладывать по 10–15 тысяч.

В 2020 году предприниматели закрыли архитектурное бюро: совмещать два бизнеса и заботу о недавно родившемся ребенке не получалось. «Мы долго думали: „Вот сейчас наконец начнем работать серьезно!“ Оптимизировали процессы, дорабатывали изделия. В январе мы решили, что время пришло», — говорит Андрей. Но предпринимателей ждали новые сложности, прежде всего, блокировка соцсетей. Инстаграм* долго служил им основным каналом раскрутки: там находили блогеров, готовых рекламировать когтеточки по бартеру, проводили розыгрыши. А вот от нестабильности с импортом и курсом рубля бренд почти не пострадал: изначально материалы выбирали так, чтобы они были доступными и бюджетными.

Сейчас производство Miioo уехало из гаража, предприниматели сменили уже пять разных площадок и наконец нашли подходящую. Иногда что-то делают вручную сами основатели, но чаще нанимают работников. Оборот бренда в месяц — до 300 тысяч рублей. Но Андрей и Екатерина говорят, что не готовы увеличивать объемы: так бизнес будет отнимать больше времени и сил.

Ручной труд для ваших лапок

Бренд мебели и аксессуаров для кошек и собак Shmak появился в середине 2019 года. Предприниматель из подмосковного Видного Александр Шмаков с детства любил работать по дереву и даже во время постройки дома многое делал своими руками, а его жена Наталья долгое время занималась разведением шотландских кошек. Супруги решили объединить навыки: Наталья консультировала по тому, каким должно быть изделие, чтобы понравиться котам и не уступать конкурентам, а Александр воплощал идеи в жизнь. Первые экземпляры продукции сделали не на продажу, а для себя: 99 % всего, что продавалось в зоомагазинах, супругов не устраивало, а оставшийся 1 % составляли необоснованно дорогие вещи.

На первых этапах предприниматели практически ничего не вложили в бизнес: маленькое помещение под мастерскую выделили в доме, а инструменты — пилы, фрезеры и лобзики — остались от строительства. Супруги начали искать каналы продаж, прежде всего бесплатные: предлагали домики и подставки под миски клиентам питомника кошек. Следующим этапом стала раскрутка в соцсетях, там создатели бренда выбрали блогеров-амбассадоров. «Мы не стремились распихать наши товары вообще везде. Мы смотрели, во-первых, чтобы те люди, которым мы предлагаем сотрудничество, не рекламировали все подряд каждый день по несколько раз — кремы, чай, а вот есть еще и кошачьи изделия. Во-вторых, мы не требовали обязательно выпустить про нас пост. Понравится — расскажете, не понравится — нет. Некоторым мы присылали изделия специально на тест. У нас же только кошки, а нам нужно было проверить лежанки и столики еще и на собаках», — говорит Александр Шмаков.


Мы смотрели, во-первых, чтобы те люди, которым мы предлагаем сотрудничество, не рекламировали все подряд каждый день по несколько раз — кремы, чай, а вот есть еще и кошачьи изделия

Продажи стали серьезно расти спустя год, с объявлением карантина. «В марте мы почувствовали, что люди сидят дома, хотят что-то поменять, добавить. И вот у нас даже без имени, без истории, начали заказывать», — вспоминает предприниматель. Вторая, более крупная волна продаж, пошла спустя еще полгода. Ее создатели бренда объясняют тем, что люди оценили качество вещей: обычные когтеточки живут полгода, а Shmak выдерживали больше, да еще и бренд предлагал услуги по их перемотке новым канатом. Кроме того, изделия у Shmak можно заказать по индивидуальным меркам и менять элементы дизайна, например, сделать когтеточку от пола до потолка с нужным количеством гамаков и полок. В производстве используются российское дерево и канат, китайские ткани, но вот безопасную для животных краску нашли только немецкую. Пока ее еще можно купить в России.

У бренда небольшие объемы продаж. «В августе, когда все в отпусках, у нас бывает примерно восемь заказов, зато под Новый год — сложно даже сосчитать. Но я пока справляюсь и успеваю укладываться в сроки», — признается Александр. Влияют на продажи и посты в соцсетях: хотя таргетинг в инстаграме* сейчас вне закона, посты от амбассадоров работают — после них люди приходят за конкретными изделиями, которые видели у блогеров. В месяц на мебели для животных Shmak зарабатывает от 100 до 200 тысяч рублей.

*Власти считают Meta (Facebook, Instagram) экстремистской и террористической организацией, она запрещена на территории России.

Фотографии: обложка, 1 — Badgers Wood, 2 — Miioo, 3 — Shmak