На маркетплейсах работают тысячи продавцов, и некоторые из них могут оказаться недобросовестными — продавать подделки или некачественные товары. «Большой Город» выяснил, как проверить подлинность вещи до покупки, во время получения и сколько у вас есть времени на возврат.

Какой товар можно считать безопасным

«Если под безопасностью мы понимаем соблюдение законодательных норм и легальность нахождения в продаже товара, то проверяем его декларацию соответствия. В ней должно быть указано, что производитель отдал на проверку указанный товар и он соответствует указанному регламенту», — рассказывает управляющий партнер мебельной фабрики D1, основатель бренда «Корпус-клик» Андрей Юрченко.

Он отмечает, что есть товары, которые не подлежат обязательному декларированию, на них оформляется отказное письмо. Все документы можно запросить у продавца. «Если говорить о производителях мебели, то мы также предоставляем сертификаты на используемые материалы — что они экологичные и безопасные, разрешены для использования в быту и даже для детской мебели», — рассказывает он.

Кроме того, например, у Ozon есть отметка «Проверенный продавец бренда». Она означает, что площадка получила от продавца документы, подтверждающие его право на реализацию данного товара. Если товар подлежит обязательной сертификации, Ozon может проверить документы и дать ярлык «Товар проверен». На «Яндекс.Маркете» есть рейтинги продавцов и отзывы на них.

О чем стоит спросить продавца

Если у вас есть сомнения в подлинности товара, можно написать в поддержку маркетплейса и запросить сертификат или декларацию соответствия на определенный продукт. Его сотрудники напишут продавцу и запросят документацию или возьмут доступную информацию из загруженных документов селлера, говорит ведущий менеджер фулфилмент-оператора FulEх Дмитрий Кондрашов. Он отмечает, что некоторые продавцы прикрепляют документы на продукцию в карточку товара среди фотографий, это позволяет избежать лишних вопросов и переживаний покупателей — обычно такая информация есть в конце «карусели» фото.

На Ozon для подтверждения качества продукции можно запросить сертификат соответствия, говорит один из основателей компании по производству продуктов здорового питания Royal Forest Илья Большаков. Этот маркетплейс требует от продавцов обязательного предоставления сертификатов качества и документов, подтверждающих право на продажу, для некоторых категорий товаров. Похожие правила действуют на «Яндекс.Маркете». На «Вайлдберрис» можно задать вопрос продавцу или отправить обращение к администрации, указав артикул товара.

Как проверить товар при получении

Для проверки полученных товаров можно установить приложение или открыть сайт, где можно считать и проверить оригинальность штрихкода, указанного на продукте. «Выйдет страна производителя и подтверждение, что товар оригинальный, либо, наоборот, предупреждение о подделке, либо сообщение о том, что товара нет в доступном списке. Важно отметить, что в некоторых приложениях и на сайтах может и не быть товара, который вы проверяете, поэтому рекомендуется в таком случае проверять в нескольких источниках», — говорит Дмитрий Кондрашов.

Кроме того, можно найти в интернете информацию о том, как выглядит подлинный товар, — обычно подделки внешне всегда чем-то отличаются от оригинала. К примеру, это может быть другая страна-производитель, оттенок упаковки, описание или язык. «Это более сложный вариант и не очень эффективный, но иногда его тоже можно использовать», — предупреждает Кондрашов.

Также о качестве можно судить по косвенным признакам. «Изучите упаковку — ее качество, соответствие изображению в каталоге. Посторонний запах, иностранная вилка у электроприбора — все это повод задуматься о качестве товара и о том, как он был ввезен в страну», — рассказывает Андрей Юрченко. По его словам, раньше действовало правило, что все товары, ввозимые из-за рубежа, должны иметь русскоязычную этикетку. Сейчас в условиях параллельного импорта это уже не обязательно. «Самый надежный способ понять безопасность любого товара или материала — отправить его на экспертизу в лабораторию. Но нужно понимать, что это дорогостоящее занятие», — предупреждает Юрченко.

Как вернуть товар

Сроки возврата товаров у маркетплейсов отличаются. Так, «Вайлдберрис» предлагает вернуть неподошедший предмет в течение 21 дня — в пункт выдачи или курьеру. Товары ненадлежащего качества можно вернуть во время действия гарантийного срока. Если он не установлен, то сделать это можно в течение двух лет. Для этого нужно будет оформить заявку, которую будут рассматривать семь дней.

На Ozon почти любой товар примут обратно в течение трех дней. Если вещь не подошла вам, оказалась некачественной или поддельной, ее можно в большинстве случаев вернуть в течение 30 дней (60 дней — для премиум-подписчиков). При этом важно, чтобы на товаре не было следов использования, не истек срок годности, а заводская упаковка осталась целой.

На «Яндекс.Маркете» любой товар можно вернуть в течение семи дней. Срок возврата товара ненадлежащего качества ограничивается его гарантийным сроком.

Чтобы вернуть товар на AliExpress, придется открыть спор в своем личном кабинете. После этого у вас будет десять дней, чтобы аккуратно упаковать товар, отправить курьером или по почте и ввести в специальное поле номер отслеживания. После этого продавец в течение 30 дней подтвердит получение товара, а деньги на ваш счет вернутся еще через 3–20 дней.

При этом на маркетплейсах не предусмотрены выплаты, связанные с компенсацией вреда. «Если товаром воспользовались и он причинил вред, то с этим можно идти в суд. Именно там будет приниматься решение о компенсации», — говорит Андрей Юрченко.

обложка: Ivan Samkov — Pexels