Текст: Ольга Шевченко

В какой-то момент мы, сами того не подозревая, переместились в телеграм-каналы. Помимо множества новостных каналов, там появились и специализированные каналы про моду и стиль. Часто их ведут модные журналисты и редакторы, которые хорошо знают индустрию изнутри. Мы поговорили с несколькими представителями модного телеграм-комьюнити о контенте и, конечно, едких комментариях.

Валерия Парфенова

автор телеграм-канала «Сделай лицо попроще», редактор моды U Magazine


10 182 подписчика


О канале

Модным редактором я захотела стать лет в 11, но в медиа ради этой позиции зашла немного не с того входа — через SMM. Я больше года была SMM-редактором The Blueprint, вела их телеграм-канал в том числе. Мой проект «Сделай лицо попроще» появился как некая реакция на то, что не все новости из мира моды и медиа подходят редакционной повестке, но мне кажутся интересными — и о них руки чесались написать.

Канал я стала вести не сразу, хотя появился он, когда я была студенткой СПбГУ. Если отмотать посты к старту, то найдете пост-объяснение названия. Вкратце: «Сделай лицо попроще» мне хочется сказать многим событиям, вещам, людям, в том числе и себе. Поэтому-то я и стараюсь воспринимать все не так серьезно, даю людям поводы посмеяться и вообще хочу быть некой интеллектуальной клоунессой в нашем мире телеграм-админов. В нашей жизни так много поводов поплакать прямо сейчас, что про смех точно не стоит забывать в рамках терапии для разбитых сердец.

О контенте

Контент-планов у меня слишком много на работе, а канал всегда был своего рода дневником наблюдений, очень стихийным. Таким и остается. Мне нравится, что, пролистывая свои же посты, я могу восстановить хронологию событий, вспомнить показы, выходы, тренды, it-модели сезона, которые подмечаю в режиме реального времени. Канал — это такая шпаргалка в моей журналистской работе.

После 24 февраля и блокировки Meta* в телеграме появилось так много новых каналов, о моде в том числе, с сильными личностями за ними — привлечь внимание читающей, откликающейся аудитории стало еще сложнее. Поэтому, если у админа есть профиль и специализация, это прекрасно. Мне нравится, что к Яне Лукиной и каналу Superficial Space Cadet можно обратиться за аналитикой красных дорожек и обложек старорежимного глянца, про который она, кажется, знает все. В то время как Алина Григалашвили очень зорко и ловко следит за новичками индустрии и рассказывает о них. Я, помимо моды, обожаю музыку, поэтому в канале частенько можно увидеть публикации о новых релизах, истории визуального оформления обложек альбомов, видео с концертов исполнителей, которые прямо сейчас дружат с крупнейшими модными брендами (и вообще классные). Связь моды и музыки не такая очевидная, как родственная связь моды и искусства или моды и кино. Поэтому я этот недооцененный дуэт очень люблю.

О популярных постах и комментариях

Не хотелось бы делать еще большую рекламу изданию Peopletalk, но самый популярный пост за последний месяц — про неудачный жесткий креатив редакции. Больше 100 тысяч охвата у моей реакции о шутке в адрес команды Condé Nast. Такая цифра получилась благодаря поддержке комьюнити и солидарности в индустрии. Шутить про потерянные работы и разрушенные мечты коллег нельзя.

После 24 февраля мне пришлось закрыть комментарии — и чтобы читателей сберечь, и чтобы себе не дать сойти с ума. Количество ненависти зашкаливало, ее можно было понять и принять. И в личные сообщения прилетело очень и очень много проклятий из-за того, что я продолжаю писать о моде. Я решила, что хотя бы один канал поступления вполне заслуженного негатива стоит закрыть.

Как заявить о себе в телеграме

К сожалению, сейчас подписчики, особенно в больших количествах, могут поступить только благодаря финансовым вложениям в раскрутку. Реклама у блогеров, взаимный пиар, репосты, реклама от самого телеграма, с алгоритмами которой я совершенно не согласна как автор собственного маленького СМИ. Почему я не могу контролировать, какая реклама будет всплывать в моей ленте? Ипотека? Крипта? Реклама канала админа, чей контент мне совершенно не близок? Надеюсь, в будущем команда мессенджера позволит нам все же решать, кто откручивает бюджет и привлекает аудиторию при помощи нашего труда.

Виктория Малахова

автор телеграм-канала и подкаста «Виток», бьюти-редактор Buro.


3 670 подписчиков


О канале

Канал дублирует название моего подкаста — «Виток». Я хотела сделать канал исключительно под подкаст, но в итоге решила оставить его личным. Здесь публикую рекомендации книг и фильмов, рассказываю о лекциях, курсах и интервью, которые нахожу, о выставках и постановках. Это то, что интересует лично меня — и, как оказалось, еще многих людей. Я не жадничаю — все, что въедливо нахожу, публикую.

О контенте

Я веду не новостной канал, поэтому делаю посты не каждый день. Плюс сама как потребитель контента устаю от ежедневных обновлений. План не составляю, пока действую стихийно. Но иногда записываю себе в заметки идеи и мысли — например, не забыть сделать подборку подкастов или фильмов на определенную тему. И каждый пост собираю так, чтобы не придраться — моему внутреннему перфекционисту в первую очередь. Этот совет я подслушала на одном курсе — «каждый пост как последний».

Есть телеграм-каналы обезличенные — на них я подписываюсь ради определенного контента, не знаю, как выглядит автор и, возможно, даже как его зовут, но мне здесь важны посты исключительно на выбранную тему. Но вот в канале, который ведется от первого лица и автор которого мне интересен как персоналия, я буду готова читать все: и выбор его любимых средств, и личные мысли, и реакции на последние новости, и подборку любимых кофеен в городе, и образы с красной дорожки в Венеции.

О популярных постах и комментариях

В августе самым популярным стал пост про поездку в Тарусу, которую я организовываю. В своем окружении стала неофициальным амбассадором этого города в Калужской области и его окрестностей, теперь любой пост про него становится популярным. А еще наверняка будет в топе пост с моей подборкой фильмов на осень — там пара сотен личных репостов, но это ожидаемо, я сама всегда такие рекомендации сохраняю себе. По этому же принципу всегда благодарно воспринимаются аудиторией подборки книг и моя любимая рубрика: с зимы снимаю заинтересовавшие меня обложки в книжных магазинах.

В телеграме у меня классное комьюнити — провокационный контент мне самой не интересен, поэтому и негатива очень мало. Но он был — например, под постом с рекомендацией лекции Тамары Эйдельман**, подписчица-историк высказала мнение очень прямолинейно, но дискуссия быстро повернула в вежливое русло. А вот одну подписчицу пришлось заблокировать за гомофобные высказывания.

Как заявить о себе в телеграме

Я не занимаюсь продвижением канала (еще ни разу не покупала рекламу и не делала взаимный пиар), поэтому рассуждать об эффективности каких-то методов не могу. Плюс у меня довольно камерный канал. В моем случае аудитория приходит из инстаграма* и подкаста, а еще благодаря репостам других каналов. Но думаю, что здесь работает, как и со всем — делать с любовью и качественно, вкладывать в это силы и не бояться о канале рассказывать. А еще прислушиваться, конечно, к рекомендациям, но в итоге все равно искать свой язык — и текстовый, и визуальный. Например, принято считать, что у телеграма свой tone of voice — ироничный, едкий. Но если это не ваша органика, зачем пародировать успешные каналы? Нащупайте свою манеру — и тогда найдете аудиторию единомышленников.

Антон Гулевский

автор телеграм-канала That’s Haute, редактор моды The Symbol


4 985 подписчика


О канале

Создать канал мне помог волшебный пинок близкой подруги, которая давно говорила, что ждет от меня постов и текстов. Сейчас уже понимаю, что это классный способ начать писать на любую тему, нарабатывать портфолио и быть в комьюнити. Самое главное, по сути, тебе ничего для старта не нужно — только желание и время. Название That’s Haute — от фразы Пэрис Хилтон «Thats Hot!».

О контенте

Контент-плана нет, работаю, к сожалению, стихийно. Почему к сожалению? На мой взгляд, план способствует дисциплине. Ведь иногда я совсем забрасываю канал. Это может, с одной стороны, отпугнуть аудиторию. Сегодня один пост, а через месяц — сразу пять. С другой, если у меня еще так много подписчиков, значит, аудитория ценит мой формат и то, что я пишу именно по зову сердца.

Придерживаться определенного курса или нет, каждый решает для себя. Если у вас хорошо выходит писать про ковровые дорожки, вы действительно делаете это качественно и с любовью, почему нет? Но если загонять себя насильно в какие-то рамки, искусственно, можно выглядеть как минимум странно. Тут еще важно понимать, что мы живем в эру новой искренности, где фальшь считается в два счета. Ведь большая аудитория не гарант вовлеченности и качественности. А мне кажется, тут следует придерживаться правила «лучше меньше, да лучше».

О популярных постах и комментариях

Самым популярным за последнее время стал пост, где я высказался по поводу бренда Monochrome. Я считаю, что марка вводит потребителя в заблуждение, когда говорит, что пиарщика в команде нет и все процессы ведут сами основатели. Мадонна Мур, автор популярного канала, со мной не согласилась, но репостнула мою запись. Думаю, именно поэтому она набрала много просмотров.

Едких комментариев у меня практически нет. Моя аудитория понимает, про что мой канал, мы находимся на одной волне. Да, иногда споры возникают, но абсолютно цивильные.

Как заявить о себе в телеграме

Думаю, нужно понять, есть ли тебе что сказать, четко это сформулировать, а следом подумать, что нового ты расскажешь и привнесешь в сообщество. Сегодня телеграм не ограничен никакими рамками, и потребность в свежем контенте есть. Я всегда за что-то новое, интересное и необычное. Плюс всегда можно помочь себе финансово (такое продвижение никто не отменял), делать коллабы с раскрутившимися каналами и годный контент, который также будут шерить другие авторы. В любом случае перед стартом оцените свои силы и время. Они правда вам потребуются.

Яна Лукина

автор телеграм-канала Superficial Space Cadet, журналист, соавтор подкаста «Успешный успех»


14 170 подписчиков


О контенте

В 2017 году, когда я работала в «РБК Стиль», решила, что мне нужно чуть больше возможностей для выражения своей мысли. Так появился Superficial Space Cadet. Изначально я планировала писать только про кино, отрабатывать свой интерес к кинематографу. Но все очень быстро превратилось в сборную солянку. Собственно, канал по-прежнему такой. Но название напрямую отражает содержание.

Superficial Space Cadet — цитата из фильма «Бестолковые». Мне кажется, это культовое кино для всех, кто интересуется поп-культурой и модой. Вот и мой канал как раз на стыке моды, поп-культуры, кино.

О контенте

Контент-плана нет, но есть четкое понимание, какие события я освещаю в канале, а какие нет. Так, в августе я набросала календарь важных для меня дат. Например, сейчас мой канал целиком и полностью про Венецианский кинофестиваль и красную ковровую дорожку. Через месяц он будет посвящен, конечно, неделям моды. Есть и стихийные темы: выход новой обложки журнала, съемки.

Если говорить о конкретном курсе, то я бы не стала акцентировать внимание на нем. Как по мне, сузив канал до одной темы, рискуешь заскучать сам. Возможность говорить о разном не дает мне выгореть.

О популярных постах и комментариях

Обложка Vogue с Еленой Зеленской получила почти тысячу репостов и 25 тысяч просмотров. И это притом что я планировала запостить ее супертихо, чтобы никто не заметил. Еще один из популярных постов — про обои Сиенны Миллер, которые снял AD Magazine.

Хейта у меня практически не было. Однажды какой-то подписчик, не вчитываясь, решил, что я неверно согласовала слова в предложении. А вообще, после 24 февраля я закрыла комментарии. Поняла, что хорошим это не закончится. Когда так много негатива, не хочется быть его дополнительным источником.

Как заявить о себе в телеграме

Когда заводила канал, конечно, телеграм сам по себе таким популярным не был. Поэтому собрать аудиторию было легко, хотя она была и небольшая. Помню, у меня первый месяц было 60 подписчиков. Я была безумна рада. А вот совсем недавно мы создали канал нашего подкаста «Успешный успех», который тут же собрал почти тысячу человек.

На мой взгляд, универсального рецепта нет. Но кажется, когда люди пишут про то, что интересно, читатель это чувствует. Безусловно, есть форматы, которые заходят лучше, на ура — например, мемы или сплетни.

А еще у меня есть совет, что точно не нужно делать при создании канала. Хотя, признаюсь, я бы сейчас не рискнула заводить свой на таком конкурентном поле. И все же не стала бы подходить с математической точки зрения, вычислять, сколько каналов о какой теме пишут, и бить в нишевую. Нет, нужно делать то, что нравится, тогда все получится.

* Meta Platforms Inc., которая владеет Facebook и Instagram, признана на территории РФ экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.

** Признана Минюстом РФ иноагентом.