«Цимес» — это онлайн-комьюнити для евреев, которые живут в России. Проект запустили в 2020 году, после того как Антон Вассерман оставил работу в бизнесе и собрал команду редакторов, программистов и дизайнеров, которые помогают современным евреям искать ответы на волнующие их вопросы. О них говорят заголовки самых читаемых публикаций проекта: «Ошибочка вышла: как Мадонна и еще семь человек сделали неправильные татуировки на иврите», «Тфилин и принцип согласия: что общего между БДСМ и иудаизмом», «Загсы, архивы, онлайн-сервисы: как искать свои еврейские корни? Инструкция».

«Большой Город» поговорил с Антоном о том, почему главная задача проекта — просвещение и создание сообщества, какими принципами руководствуются его сотрудники, а также о том, почему «Цимес» — это совсем не медиа.

Согласно данным «Еврейского агентства для Израиля» (JAFI) на 2021 год, Россия занимает седьмое место в мире по численности еврейского населения. Несмотря на то что в стране есть Федерация Еврейских общин, которая объединяет региональные комьюнити, в онлайн-пространстве найти информацию о еврейских традициях или ответы на бытовые вопросы, которыми задаются евреи, не так просто. Именно поэтому в 2018 году Антона Вассермана пригласили возглавить онлайн-комьюнити, которое бы не просто объединяло евреев по всей стране, но и помогало им разбираться в разных аспектах еврейской жизни: от традиций и религии до быта, кухни и личной жизни.

Антон Вассерман

директор «Цимеса»

— Традиционные еврейские сообщества довольно закрытые. Если ты только вчера узнал, что твоя мама — еврейка, то не понимаешь, куда пойти, где узнать про свою новообретенную идентичность. Поэтому мы стараемся делать так, чтобы информация о традициях и быте еврейского народа была доступна широкому кругу людей, чтобы она подавалась простым и понятным языком.

«В Пасхальной Агаде (сборник историй и молитв, которые принято читать в ночь праздника Песах. — Прим. ред.) есть история о четырех сыновьях, которые задают много вопросов. Один из них — нечестивец, сомневающийся в самой вере. Другой — несмышленый, задающий глупые вопросы. Третий вообще их не умеет задавать. А четвертый — умный. Он расспрашивает обо всех законах и обычаях, докапывается до самой сути вещей и при этом чтит Б-га, с уважением относится к вере. Мы выполняем роль такого сына: мы любознательны и хотим лучше понимать современную жизнь через призму еврейских традиций. Поэтому наши авторы ищут темы, которые волнуют многих евреев и на которые нет общеизвестных ответов, находят спикеров, которые могут профессионально на них ответить — как правило, это раввины, — и публикуют их комментарии.

Другая задача «Цимеса» — создание еврейского комьюнити, объединение людей с общей идентичностью, желанием больше узнать про свои корни. Поэтому, помимо медиа, мы делаем сервисы, которые связывают людей, помогают им развивать горизонтальные связи, налаживать контакты, общаться и помогать друг другу.

По словам Антона, название проекту выбирали долго, но в итоге остановились на первоначальном варианте. Цимес — понятное слово как для русскоязычных людей, так и для еврейского сообщества. Так, в русском языке выражение «самый цимес» означает «самая сладкая и приятная часть чего-либо», «суть вещей». Для евреев цимес — это традиционное блюдо, которое может быть и сладким, и соленым, и горячим, и холодным. «Мы решили, что это универсальное название, и оно прижилось», — рассказывает СЕО проекта.

Медиа и сервис для поиска друзей и работы

— «Цимес» запускался как медийный проект. В команде работают журналисты и редакторы, пишущие тексты разных форматов: от подборок еврейских школ в крупных городах и интервью до разборов самых популярных запросов в гугле, например «Как найти свое место в иудаизме, если ты квир?» или «Можно ли евреям праздновать Новый год?».

Сегодня редакция продолжает работать в прежнем режиме. На сайте издания появляются материалы в рубрике «Вопросом на вопрос», в рамках которой журналисты обсуждают с раввинами волнующие евреев и актуальные повседневности темы. Одна из самых читаемых рубрик проекта — «Нас забыли спросить». Ее авторы работают с часто задаваемыми вопросами о еврейской жизни, например, «Почему евреи — избранный народ» или «Что такое гиюр?».

В последнее время «Цимес» активно развивает рубрики «Герои» и «Дома поговорим» — в них бизнесмены, деятели культуры и другие известные евреи рассказывают о своем доме, традициях и жизни в новой реальности. Антон Вассерман объясняет, что такие тексты — самые популярные: «Людям интересно читать про других людей, про из стремления, заботы и путь».

В 2022 году наряду с медиа у «Цимеса» появилось сразу три сервиса: «Цимес.События», «Цимес.Работа» и «Цимес.Друзья».

«Цимес.События» агрегируют мероприятия для тех, кто интересуется еврейской культурой, и показывает расписание выставок, концертов, лекций и паблик-токов. Два других проекта помогают людям находить друг друга. Так, «Цимес.Работа» объединяет работодателей с сотрудниками. «Есть евреи, которые ищут работу, однако им важно соблюдать традиции, поэтому по пятницам и субботам работать они не могут, но готовы выйти в воскресенье. Мы ищем компании, которые готовы трудоустроить таких людей и предоставляем их контакты», — рассказывает Вассерман. На сайте сервиса опубликованы вакансии, «Цимес» также собирает базу резюме. В перспективе — запуск серии вебинаров по поиску работы, воркшопы для подготовки к интервью и индивидуальные консультации.

Сервис «Цимес.Друзья» работает по принципу random coffee: человек заполняет анкету, и система сводит его с другим участником для разговора. По словам Антона, в «Цимесе» проект проработан более детально: за процессом выбора собеседников следит специалист, который анализирует анкеты на предмет того, о чем люди хотят поговорить, и выбирает им пару. «Мэтчинг получается более точным, с учетом общности интересов», — рассказывает СЕО проекта.

Принципы и аудитория

По словам Вассермана, один из главных принципов проекта — опора на интересы еврейского сообщества. Чтобы получать обратную связь о своей работе, сотрудники издания постоянно исследуют, что интересно их читателям.

Каждый квартал «Цимес» спрашивает, о чем хотят узнать их подписчики, и на основе собранного фидбэка разрабатывает темы для текстов. Кроме того, сотрудники проекта общаются с региональными общинами в разных городах России, узнают, что волнует их представителей. «Это для нас один из ориентиров: мы не существуем в вакууме, а работаем для людей, чтобы от наших текстов и сервисов была польза», — объясняет СЕО.

Сам Антон общается с читателями «Цимеса» каждую неделю: созванивается с ними в формате random coffee. Он отмечает, что проект работает не только для евреев, но и для людей других национальных идентичностей, которые хотят больше узнать о еврейской культуре. «Недавно я разговаривал с девушкой из Беларуси, которая живет в Мельбурне и читает „Цимес“. Для меня это один из показателей качества: проект сделан классно, а значит, людям интересно его читать, даже если они не идентифицируют себя с общиной», — считает Антон.