До 10 февраля в галерее ГУМ-Red-Line проходит персональная выставка Аристарха Чернышева «МетаПотребитель», на которой представлены работы, охватывающие более пяти лет практики художника, но при этом продолжающие держать нерв современности. В экспозиции нет живописи или графики, основной медиум художника — диджитал-арт.

Автор: Екатерина Собранцева

В исследовательском фокусе автора — проблемы и вопросы, которые за последние десять лет успели выйти за пределы научных дискуссий и обосновались в повседневности. Чернышев создает четкие образы-рассуждения того, как ощущает себя и с какими проблемами сталкивается человек в эпоху массового потребления, эпидемии, технического прогресса и глобализации. Сквозь все повествование художник вводит ряд терминов, описывающих актуальную реальность. Среди них есть как уже ставшие частью повседневных разговоров нейросети, мегаполис, VR, так и менее привычные, например метапозиция.

«Большой Город» обратился к куратору проекта Марине Федоровской и самому Аристарху Чернышеву с просьбой рассказать подробнее о самых важных для выставки «МетаПотребитель» понятиях и художественных концепциях некоторых работ.

Кибернетические организмы

Аристарх Чернышев, художник

Искусственные организмы, сочетающие в себе живую ткань и нейросистему с устройствами, созданными на базе текущих технологий, уже создаются в биоинженерных лабораториях мира, и Аристарх Чернышев предвосхищает появление незаменимых помощников будущего. В пояснении к проекту «PIO — персональный информационный организм» он пишет: «Человек живет в симбиозе со множеством микроорганизмов, составляющих флору его кишечника и кожи. Они помогают ему переваривать пищу и защищают кожу. В эпоху постантропоцена, когда существует интернет вещей, интернет животных, интернет нечеловеческих сущностей и агентов, на новый уровень выходит симбиоз человека и других организмов, в том числе искусственно созданных. Таким организмом является PIO — персональный информационный организм».

PIO — гибрид генно-модифицированной пиявки и смартфона, разработанный нейропрограммистами, биохимиками и биоинженерами, а также медиками. Эта полезная пиявка подпитывается кровью человека, а взамен предоставляет ему целый спектр информационных и оздоровительных услуг.

VR и AR

Марина Федоровская, куратор

Виртуальная реальность (virtual reality, VR) — это создаваемые с помощью компьютеров визуальные миры, видеть и взаимодействовать с которыми можно лишь с помощью специальных иммерсивных устройств — шлемов, перчаток, наушников, очков и так далее. Виртуальная среда полностью переносит вас из реального мира, не реагируя на его изменения. При этом, погружаясь в видеоигру или созданный с помощью VR-технологий художественный мир, пользователь все еще может воздействовать на эту реальность. Музеи сегодня часто используют VR-технологии, чтобы поместить зрителя почти буквально в среду, в которой жил и работал художник, откуда черпал вдохновение. Разработкой такого рода контента занимаются дизайнеры. Мыслящему, а значит, современному художнику интереснее создавать собственные игровые пространства и миры, где технология VR выполняет роль медиума передачи авторских идей.

В своих проектах я использую схожую технологию — AR — дополненную реальность (augmented reality). AR позволяет сохранять контакт с окружающим пространством, но добавляет так называемые виртуальные видимые слои. Первым экспериментом с AR стала маска «Перезагрузка». Крутящееся на экране наших цифровых устройств кольцо перезагрузки знакомо каждому — я отслоил его и предложил примерить этот значок каждому посетителю и даже большой скульптурной античной голове. На выставке «МетаПотребитель» вы можете виртуально примерить множество видов новинок дополненной реальности — от эффектов на лица и умных браслетов на руку до целого костюма «МетаПотребителя» в полный рост.

Мегаполис

Аристарх Чернышев, художник

Мегаполис представляет собой разросшийся город — polis (латынь), объединение нескольких районов и поселений. Мегаполис — это не просто большой город, а конгломерация транспортных, коммуникационных, энергетических, интернет- и прочих структур, управляемых централизованной сетью администрирования. Мегаполисы характерны внедрением урбанистической инфраструктуры в природную среду, и художник Аристарх Чернышев в одном из своих проектов изучает подобные столкновения — «места схватки разрастающегося мегаполиса и пространства, подчиненного хаосу природы». Образуя новые и новые жилые кварталы, чтобы расселить максимальное число жителей, мегаполисы подобны Гаргантюа и Пантагрюэлю, пухнущим от бесконечного процесса пополнения ресурсов и не знающим насыщения.

Жить в мегаполисах интересно, однако города-гиганты уязвимы и страдают от проблем любых городов — мусор, нехватка жилья, и все это в объеме на порядок выше любого города.

Для Аристарха Чернышева мегаполис — искусственная, но влиятельная стихия, вступающая в противоборство не только с природой, но и с самим смыслом существования. Художник рассматривает разные агрегатные состояния мегаполиса в проекте «Токсичные активы» и серии Dystopia.

В цифровых экспериментах Чернышева мегаполис предстает своеобразным океаном, в глубинах которого скрываются и опасные течения, и чудовища, и затонувшие корабли, и обломки прошлых миров. Внутренний конфликт произведений скрывается в противопоставлении искусственно созданной человеком среды и сил природной стихии.

Метапозиция

Марина Федоровская, куратор

Метамодернизм, метареализм, метапотребитель — все эти понятия роднит между собой приставка «мета-», позволяющая как бы отстраниться, занять позицию, на первый взгляд, стороннего наблюдателя — не критическую, не сливающуюся с происходящим, не популяризирующую, не обличающую, без восхищения, но с определенной долей объективности. Моя метапозиция — это еще и умение предъявлять свои мультимедийные сай-фай-разработки в духе научной фантастики будто бы в шоуруме. Ирония — я, формулируя название проекта «МетаПотребитель», ставшего заглавным для выставки, предлагаю зрителям буквально примерить эту позицию, как маску дополненной реальности, и посмотреть со стороны не столько на искусство как таковое, сколько на самих себя и свои жизненные стратегии, причем в легкой и очень технологически изящной игровой форме, наиболее близкой новому поколению потребителей.

Нейросети (искусственный интеллект)

Аристарх Чернышев, художник

Не секрет, что постинтернет-пространство интересует художников не меньше, чем ученых, и перспектив использования интернета столько, что дух захватывает. Так появилась серия проектов, в почти фантастическом жанре предъявляющих утопические прототипы робосистем, работающих на основе искусственного интеллекта, а в воплощении художника использующих и 3D-печать, и дополненную реальность. Аристарх Чернышев размышляет, как оптимальным образом использовать цифровые данные о человеке, чтобы сделать его жизнь лучше и качественнее. Искусственный интеллект в работах серии «Без цвета, без вкуса, без запаха» (2019) позволяет разработать утопическую модель апгрейда функционирования человеческого тела. На основе массива цифровых данных с помощью новейшего программного обеспечения на базе ИИ составляется индивидуальный патч для каждого человека. Так называемое критически важное обновление, которое мы наблюдаем, — это гель, содержащий набор нанороботов, восстанавливающих изношенные органы и ткани. «Подобная система способна значительно продлить срок жизни и полноценное функционирование человека, однако не гарантирует бессмертие», — отмечает Аристарх Чернышев. Художник использует в своей арт-фантазии не только направление мысли современных технологических разработок, связанных с ИИ, но и глобальный социальный тренд стремления к вечной молодости.

Экологическое сознание

Марина Федоровская, куратор

Обеспокоенность об утилизации разных отходов — естественная составляющая ментальности человека во все времена. Отходы жизнедеятельности появляются каждый день, и их утилизация является частью рутинного существования. Сегодня тема утилизации приобретает все более и более тревожные ноты, так как количество потребляемых товаров, созданных из неразлагаемых материалов, заставляет экологов и не только призывать к изменениям стратегий потребления.

Между тем размышления о прошлом и будущем и есть основа экологического сознания — если в младенчестве мы задаемся вопросом, что было, когда нас не было, то с каждым годом все больше думаем, что будет, когда не будет нас и какой мир мы оставим своим праправнукам. Человек цивилизованный с рождения автоматически становится потребителем все большего количества одноразовых материалов, невольно засоряя планету, разрушая экосистему продуктами научно-технического прогресса. Оптимисты верят, что передовая научная мысль еще подарит миру открытия, связанные с доступными и распространенными способами утилизации пластиковых отходов. Художники с энтузиазмом занимаются переработкой того, что находится в избытке, — и из соображений экологической экономии, и из потребности работать, осваивать и даже изобретать новые технологии и медиумы. Я в своей практике использую цифровые архивы, чтобы создавать видеопейзажи мегаполисов и пригородов — получаются несуществующие в реальности образы, но собранные из существующих имиджей. Эта дистопия находит способы использовать цифровой мусор — создавая своего рода анимационные видеопанорамы мегаполисов.

Экологическое сознание для меня неизбежно сопрягается с темой вечности и смерти, величественной и философской темой, к которой художники обращались во все времена. Например, в экспозиции есть современный «ванитас» — череп, обвитый бегущей строкой, сообщающей о биржевом курсе цен на нефть. Это образ источника новых материалов и вечной головной боли экологов: «Что же делать с этими продуктами нефтепереработки?» Выставка «МетаПотребитель» предлагает каждому задуматься об этом, ведь нет мусора как такового, а есть ресурсы, которые можно переосмыслять и давать им новую жизнь.

Фотографии: ГУМ-Red-Line