Эмма Стоун путешествует по миру и трахается с кем попало в новом фильме Йоргоса Лантимоса («Лобстер», «Фаворитка»). Ну разве не романтично? «Бедные-несчастные», где актриса играет ребенка в теле взрослого, показывают секс как озарение. Эротическая фантасмагория получилась визуально красивой (отсюда справедливые «Оскары» за грим, костюмы и декорации), но расчет на фестивальные награды («Золотой лев» в Венеции) проявляется больше, чем хотелось бы.

Автор: Артур Завгородний

 

«Бедные-несчастные»/Poor Things

РЕЖИССЕР

Йоргос Лантимос

В РОЛЯХ

Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Марк Руффало

Новый фильм Йоргоса Лантимоса — это сразу и эротическая сказка, и банальнейшее высказывание на тему жестоких мужчин, которые мнят себя богами. Здесь всего с излишком: секса, гротеска и сюрреализма. Фильм разбит на главы, он одновременно пепельный и цветной, с барочными декорациями, экзотическими нарядами и колоритными персонажами, показанными через искажающую пространство оптику.

 

 

Потомственный профессор, творческий интеллигент с обезображенным лицом по имени Годвин кладет на операционный стол мертвую девушку и пересаживает ей мозг ее же нерожденного ребенка. Травмированное и реанимированное тело доктор зовет Беллой. Она ходит как кукла, живет как пленница и кривляется как дитя. Девушка бьет посуду, копается в мертвой плоти, а своего создателя называет Богом.

 

 

Однажды Белла сбегает от профессора с похотливым авантюристом Дунканом. Он возит ее по миру и учит смаковать устрицы с шампанским, предаваясь блуду. Потом героиня Эммы Стоун попадает в парижский бордель, где раздвигает ноги перед всякими мерзавцами и уродами — и все, чтобы познать себя и обрести счастье. Абсурд воспитания озадачивает, но в этом и проявляется замысел Лантимоса, за которым давно закрепился статус «интересного» режиссера.

 

 

«Бедные-несчастные» бросают вызов мужской интерпретации реальности и настаивают на самобытности женского сознания и телесной свободы. Девушку никто не может сбить с пути. Секс? Пожалуйста. Ведь секс Белле нравится. Любовь? Только к науке. Режиссер шутя и играючи препарирует персонажей и испытывает их на грани трагифарса, остраняя жизнь фишаями.

 

 

Перед нами миф о демиурге, который посвящает себя ребенку, а этот ребенок, ничего не боясь и не смущаясь, бежит от него навстречу циничному и опасному миру. И там через «сахар и насилие» Белла узнает тайну своего существования — она для этого искусственного, снятого в павильоне мира лишь эксперимент. Однако именно Белла занимает место великого и ужасного Годвина, то есть Бога, когда тот умирает.

«Лантимос скатывается в пережаренный китч», — писали критики о другом фильме режиссера, но здесь эта мысль особенно уместна. «Бедные-несчастные» — арт-кино без глубокого мировоззренческого конфликта, который можно наблюдать в «Собачьем сердце» или «Франкенштейне». Блудную барышню внезапно представляют защитником пролетариата, судьба ее кавалеров печальна, сюжет полностью подчиняется форме, а нудная драма, где якобы кроются бездны смыслов, оставляет впечатление пустоты.

 

Фотографии: Searchlight Pictures