29 сентября в прокат выйдет первый полнометражный фильм уральской кинокомпании Red Pepper Film (известной широкой аудитории благодаря клипам для «Мумий Тролля», Noize MC, Ивана Дорна, IOWA, DDT, Feduk, Антохи МС, Mgzavrebi, «Аигел», RSAC и других), а также киностудии «КИТ» и «МТС Медиа». «Далекие близкие» — это роуд-муви, который рассказывает о взаимоотношениях отца и сына на фоне сменяющихся российских пейзажей. «Большой Город» пообщался с режиссером и сценаристом фильма Иваном Сосниным о кастинге по зуму во времена ковида, смерти одного из героев и неожиданной реакции зрителей на премьерном показе в Выборге.

Автор: Соня Глухова

«Далекие близкие» (2021)


«Борис работает учителем географии в обычной хабаровской школе. Его жизнь довольно рутинна. Помимо школы и огорода у Бориса есть сын Миша, с которым они в последнее время все реже общаются и стали друг для друга далекими людьми. Все меняется, когда Миша дарит отцу на день рождения свой старый смартфон. Борис начинает разбираться в телефоне и регистрируется в социальных сетях. Случайно Борис добавляет в друзья одну незнакомую женщину по имени Надежда. Завязывается активная переписка, которая впоследствии становится судьбоносной. В один момент Борис решает отправиться к Надежде в Подмосковье, чтобы сделать ей сюрприз. Он уговаривает сына, который занимается перегоном машин, взять его с собой в путешествие. За время совместной поездки через всю Россию раскрываются старые конфликты между отцом и сыном, выясняются причины их отдаления друг от друга» («Кинопоиск»).

Иван Соснин

Red Pepper Film


Четыре года назад после выхода короткометражного фильма «Интервью», который победил на «Золотом орле», мне написал продюсер Александр Бондарев и предложил сделать что-то полнометражное вместе. Сначала я почитал несколько чужих сценариев, но в процессе понял, что будет намного интереснее сделать что-то свое, и начал предлагать идеи. В итоге мы остановились на роуд-муви — фильме о путешествии отца и сына по России, о взаимоотношениях этих близких, но далеких людей. Конструкция фильма-путешествия удобная, потому что герои находятся в постоянном движении и с ними что-то в любом случае происходит.

Многие представляют процесс написания сценария так: ты уезжаешь жить в избушку возле озера, чтобы работать над материалом, ни на что не отвлекаясь. У меня же все было иначе. Не было такого, чтобы я занимался только сценарием — параллельно шла работа над другими проектами: снимал короткометражки и клипы. Я просто понимал, сколько сцен мне нужно написать за неделю, чтобы успеть в срок, и вечерами этим занимался. Работа шла постепенно, от диалога к диалогу, и в итоге за год сценарий был готов.

Личности некоторых героев написаны на основе моих знакомых, мамы. Часть персонажей вдохновлены теми, кто появлялся в короткометражных проектах. Некоторые роли я писал конкретно под актеров, с которыми работал в предыдущих фильмах. Например, актер Кирилл Кяро, который играл в короткометражке «Голос моря», в фильме «Далекие близкие» представлен в роли дальнобойщика. А актриса Ирина Пегова, у которой были роли в нескольких коротких метрах Red Pepper Film, играет учительницу русского языка. Таких примеров много — и если зритель знаком с нашими короткометражными форматами, то увидит развитие коротких историй или похожие черты персонажей. Благодаря опыту совместной работы получилось построить диалоги с этими актерами таким образом, чтобы выделить их сильные стороны.

Для фильма «Далекие близкие» я впервые написал большой сценарий. У меня нет профильного образования, поэтому в процессе работы мне помогала Маша Меленевская, сценарист сериала «Обычная женщина». В коротком метре все достаточно просто: пришла идея, пишется сценарий, и начинается съемка. А в большом метре есть жанровые законы нескольких актов, экспозиция, кульминационные моменты, которые должны стоять в определенных частях фильма. Конечно, законам можно не подчиняться, но тогда есть риск, что кино не найдет отклика. В итоге фильм получился нешаблонным, но при этом в рамках кинематографических законов. Еще одно отличие большого метра от короткого в том, что если в короткометражке герои живут в конкретном моменте, то в полнометражном фильме герои живут в течение времени и должны меняться — с ними должны происходить метаморфозы. Поэтому в фильме «Далекие близкие» герой, который выехал из Хабаровска, и герой, который приехал в Москву, — это два разных человека.

Прослушивания по зуму и поездки по регионам

Работа над сценарием закончилась к началу пандемии в 2020 году. Когда мы начали искать команду и актеров, то даже не смогли провести кастинг очно, поэтому устроили пробы по зуму с людьми из разных уголков страны. Затем с отобранными в первом круге мы встречались в Москве — все были в масках и перчатках.

Параллельно с поиском актеров и команды начался поиск локаций. Каждой сцене соответствовала конкретная природная локация, и мы ездили по всей стране в поисках этих мест. Мы побывали в Хабаровске, Бурятии, на Урале — всех местах, упомянутых в сценарии. Например, главный герой фильма живет в доме около реки, и мы стали искать в разных регионах страны живописные места, которые подходят под это описание.

Базовой точкой съемок стала Ленинградская область. Всей командой мы поселились в Петербурге и начали технически прорабатывать каждую сцену: художники стали строить декорации и искать реквизит, операторская группа с режиссером начала ездить по локациям и выбирать тайминг съемок, необходимое оборудование. У нас собралась классная, молодая и профессиональная команда. Если у меня не было опыта работы над полнометражным кино, то у многих — наоборот, и мы обменивались знаниями, помогали друг другу.

Иван Соснин — справа

Процесс съемки полного метра похож на работу с коротким, но растянут во времени: короткометражка снимается за три-четыре дня, а при работе над полнометражным фильмом за это время получается отснять один блок. Ощущение, будто снимаешь много короткометражек друг за другом. Я сравниваю короткий метр со спринтом, а длинный — с марафоном, и важно распределить свои силы так, чтобы не выдохнуться за первые дни.

Съемки фильма шли с июля по август 2021 года. В процессе работы половина команды переболела ковидом, и на время болезни мы полностью отцепляли человека от съемок. Поэтому стартовую часть фильма снимал оператор, который должен был стать запасным, в разные промежутки времени мы работали без художника по костюмам и продюсера.

Монтаж фильма занял год, но, опять же, параллельно шла работа над другими проектами. Я сам был режиссером монтажа — сначала думал, что не смогу сделать эту работу сам, и пробовал делегировать другим режиссерам монтажа, с которыми раньше не работал. Но ни с кем не получилось коннекта — хотелось все переделать. А раз я занимался и сценарием, и съемкой, то понял, что будет намного проще, если снова сделаю все вместе с коллегами из Red Pepper Film. В первой версии фильм длился больше двух часов, итоговый — около 90 минут. Сначала было очень жалко хоть что-то убирать, но затем мы с командой постепенно делали его динамичнее и короче.

Сцены без художника по костюмам, смерть Сытого и рождение дочери

Из-за ковида съемки несколько раз передвигались и выпали на беременность моей жены Яны, продюсера фильма. Между сменами у меня родилась дочь Соня — я ездил в роддом прямо со съемочной площадки. А в процессе монтажа умер актер Евгений Сытый, который исполнял главную роль в фильме — Бориса, учителя географии из провинциальной школы. Евгений болел и максимально выложился для своей последней роли — так, как не смог бы никто. Его смерть стала главным потрясением для всей команды — это произошло задолго до премьеры, и он даже не увидел первую версию фильма. Теперь весь фильм буквально посвящен Евгению.

И новая жизнь, и смерть, и болезни, и новые друзья, и путешествия по стране — для меня во время съемок фильма произошло много важных и эмоциональных событий, которые объединили команду, и я думаю, что оставили какой-то отпечаток на самом проекте. Пока трудно сказать — это отразилось только в вовлеченности коллектива или еще в эмоциональности самой картины. Я сам монтировал фильм, поэтому видел его более ста раз и не могу быть объективным. Но на первом показе фильма в Выборге я удивился теплой реакции зала: меня поразило то, что люди аплодировали, плакали и смеялись.

Возможно, есть люди, которые идут на премьерный показ своего фильма с мыслью, что их ждет успех. Это не про меня. Я же, наоборот, часто специально занижаю свои ожидания, чтобы потом не расстраиваться, поэтому не возлагал особых надежд на первый показ «Далеких близких». В итоге даже на шутках, которые съемочная группа пересмотрела сотни раз и которые казались уже совсем не смешными, весь зал заливался хохотом. А на эмоциональных моментах сохранялась тишина и напряжение. Мы совсем не ждали такого отклика, а в итоге зал из 300 человек аплодировал до конца титров. Для меня это первый подобный опыт, поэтому я сидел, вжавшись в кресло, и думал «скорее бы все закончилось», потому что не понимал, как себя вести в такой ситуации.

Дальше

Мы продолжим работать над полнометражным кино, потому что это интереснее и масштабнее, но не прекратим проекты, связанные с короткометражным. Мне понравилось работать с большим метром, потому что для короткого всегда нужен спонсор и такой фильм сложно продать, окупив затраты. Есть шанс сделать независимое полнометражное кино, а затем, если фильм получился хорошим, реализовать проект в кинотеатрах или на интернет-платформах. Например, мы вложили почти все свои деньги в съемки фильма о жизни в уральской деревне, который снимали в Свердловской области. А теперь будем монтировать и думать, что с ним делать. Этот фильм невозможно было бы представить в 15 минутах, потому что сам сценарий был рассчитан на другое. Но если «Далекие близкие» — широкое кино для массового зрителя, то этот фильм более авторский и экспериментальный: полуфантастика, история в холодных тонах, где много музыки и тишины. Она будет отличаться от всего, что я снимал ранее.

Фотографии: Red Pepper Film, KION, ГПМ КИТ