Автор: Рената Аюпова

Журналистка, исследовательница, юристка, расчетница и спортсменка — эти женщины совсем не похожи друг на друга. Они занимались разной деятельностью и жили в разные периоды, но каждая из них столкнулась с непониманием и неприятием общества, которое диктовало им, что можно делать, а что — нельзя. Они меняли законодательство, поддерживающее дискриминацию по половому признаку, боролись с гендерными стереотипами, жили без понимания и поддержки со стороны общества. Рената Аюпова рассказывает, какие фильмы о сильных женщинах стоит посмотреть.

«Скрытые фигуры», 2016

До появления компьютеров людям нужно было решать сложные вычислительные задачи вручную. Для этого собирали команду людей, которых называли расчетчиками. В их обязанности входило вычисление навигационных задач, составление тригонометрических таблиц и многое другое. Такой работой занимались Кэтрин Джонсон, Дороти Воган и Мэри Джексон — три чернокожие женщины, работающие в NASA. Их история и легла в основу фильма «Скрытые фигуры».

События фильма разворачиваются в Америке 60-х. Героини сталкиваются сразу с несколькими препятствиями, мешающими подняться по карьерной лестнице: стереотипом о том, что женщина и наука — несопоставимые вещи, а также с сегрегацией в США — чернокожим американцам все еще нельзя было брать книги в библиотеке, предназначенной для белых, использовать с ними один туалет, не говоря уже о гражданских правах. Дороти, одной из героинь ленты, отказывают в повышении, хотя она фактически руководит «цветными» расчетчиками. Ее коллега Мэри не может посещать курсы повышения квалификации, потому что они проходят в колледже для белых, а Кэтрин вынуждена несколько раз в день бегать в другое здание, поскольку в постройке, где она работает, нет туалетов для «цветных». Это история сильного женского трио, сумевшего преодолеть гендерные и расовые стереотипы на работе.

«Опасный элемент», 2019

Мария Склодовская — уроженка Польши, которая переезжает в Париж, чтобы стать студенткой факультета естественных наук Сорбонны. Там она знакомится с ученым Пьером Кюри и начинает работать с ним в лаборатории. Коллеги, а затем и супруги откроют миру два новых элемента — радий и полоний, получат за это Нобелевскую премию по физике и прославятся на весь мир.

Но увы, научная и семейная идиллия продлится недолго. Пьер попадает под конный экипаж и погибает, после чего Мария вынуждена начать новую жизнь, в которую ворвется Первая мировая война. Героиня узнает, что ее открытия помогают людям: на фронте будут использовать рентгеновские аппараты. Позже исследовательница поймет, что радиация несет в себе не только благо, но и опасность: ее здоровье ухудшится от работы с химическими элементами.

Примечательно то, что фильм ставит над зрителями эксперимент, сознательно подчеркивая качества характера главной героини, которые в кино обычно присущи мужчинам. Мария Кюри сыплет колкими замечаниями, свободна от стереотипного мышления, бывает груба в обращении с людьми независимо от их пола и статуса, местами агрессивна, строга к собственным и чужим промахам и чрезмерно предана профессии. Суть такой подачи в том, чтобы показать зрителю, какими бывают женщины. Мария — первая в истории лауреатка Нобелевской премии (и по сей день единственная женщина с двумя наградами), первая женщина во Франции, ставшая преподавательницей университета, а затем профессоркой, — идеальная претендентка для этой роли.

«Тоня против всех», 2017

Суровая мать-одиночка поставила свою дочь Тоню на коньки, когда та только научилась ходить. Так женщина решила сделать из ребенка сильного и самостоятельного человека, все последующие годы изнуряя девочку тяжелыми тренировками и расшатывая ее психику бесконечными придирками.

Тоня стала одной из лучших фигуристок Америки, но вместе с этим возненавидела мать. Скандалы сопровождали девушку повсюду — все из-за ее резких высказываний и несоответствия образу «хорошей девочки». Кто-то считал ее неуравновешенной и опасной для общества, но Тоня с детства умела за себя постоять. Позже девушка встретила парня по имени Джефф, за которого вышла замуж, но их брак оказался катастрофой. Муж избивал Тоню, а затем имена супругов и вовсе стали связывать с криминалом. Нанятый неизвестно кем громила сломал ногу другой фигуристке — главной сопернице Тони, и расследование привело полицию к девушке и ее мужу.

Фильм получился неоднозначным: не знаешь, смеяться тут или плакать. Но это ощущение неоднозначности сопровождало и саму Тоню в реальной жизни — она была невероятно талантлива, но с таким же талантом попадала в различные передряги: каталась в расстегнутых костюмах, ломала коньки во время выступления, получала анонимные угрозы. А после истории с нападением на соперницу ее жизнь превратилась в представление: она, ее муж и мать давали показания о случившемся, которые во многом противоречили друг другу.

Фильм «Тоня против всех» — удивительная история о смеси таланта, целеустремленности и сложного характера.

«Частная война», 2018

В 2001 году Мэри Колвин, американская журналистка и военный корреспондент, отправляется на Шри-Ланку, попадает под обстрел и теряет левый глаз, но, несмотря на это, продолжает посещать горячие точки. Надев пиратскую повязку, она пишет репортажи из Ирака, Афганистана, Ливии, пока в феврале 2012 года ее не убьет артиллерия сирийского лидера Башара Асада. Кто-то считал ее настоящей героиней, а кто-то (в том числе некоторые коллеги) называл ее излишне фанатичной и запутавшейся в себе.

«Частная война» — это биографическая лента, рассказывающая, что двигало Мэри Колвин — сложной и неоднозначной личностью. Фильм полон жестоких сцен, но он также рассказывает, как корреспондентке удается осмыслять увиденное и услышанное и превращать в текст то, чему она стала свидетелем.

Накануне своей смерти Колвин в прямом эфире рассказала, что сирийские войска в Хомсе убивают мирных жителей, и обвинила правительство Сирии во лжи. В фильме она также заявляет, что режим Асада — самый ужасный из всех, с которыми ей приходилось сталкиваться. Лента заканчивается словами настоящей Мэри Колвин, рассказывающей о том, почему она выбрала свою непростую профессию.

«По половому признаку», 2018

Фильм основан на биографии адвокатки Рут Гинзбург, ставшей символом изменений в американской правовой системе. Ее муж учился на юридическом факультете Гарварда, и девушка, желающая помогать возлюбленному, поступила в тот же университет. Правда, удалось ей это непросто: в XX веке юридическое образование считалось традиционно мужским, а женщины были якобы слишком эмоциональными для профессии, требующей хладнокровия.

Однако вскоре Рут и ее муж Мартин поняли, что у девушки — огромный потенциал в правозащите. Рут решает начать серьезную борьбу с неконституционными статьями американского закона, поощряющими дискриминацию по половому признаку. Чтобы изменить законодательство, девушке нужно найти стоящее дело — прецедент, который бы показал, что женщинам необходимы равные права с мужчинами. В этом ей помогает Мартин: он знакомится с холостяком, ухаживающим за пожилой матерью, которому отказали в налоговом вычете. Причина — американское законодательство, в котором говорится: уходом за больными родственниками могут заниматься только женщины. Рут понимает, что, выиграв дело, докажет существование дискриминации по половому признаку. Иронично, но ее карьера адвокатки, защищающей права женщин, начнется с отстаивания интересов мужчины.

обложка: «Планета Информ»