24 и 25 ноября группа «Сироткин» играет два больших концерта — сначала на VK Stadium в Москве, затем — на площадке «А2» в Петербурге. Мы поговорили с фронтменом группы Сергеем Сироткиным о свежем EP «Суперслабость», поэтических образах и отношениях со сценой.

АВТОР: Наталия Родина

 

— Месяц назад вышел ваш новый ЕР «Суперслабость». Очень популярная в последнее время тема, особенно в связи с бумом на аниме, где главная суперсила героя — нередко гиперслабость и гиперчувствительность. Такой ли месседж вы транслируете?

— Я не слишком разбираюсь в аниме, поэтому о тренде даже не знал. Мы думали о том, что в мире, где все гонятся за суперсилой, можно забыть, как важно понимать свои слабости и прислушиваться к ним. И они точно могут принести возможности и ощущения, о которых не подумаешь, фокусируясь на силах. Это может быть и гиперчувствительность, и тихий голос, и другие самые простые вещи.

 

 

— ПЕСНя «ТИГРЫ В ТеМНЫХ ОЧКАХ» СОЗДАет ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ ОБРАЗ. «ТИГРЫ НОСЯТ ТеМНЫЕ ОЧКИ НЕ ОТ СОЛНЦА. ПРОСТО НЕ ХОТЯТ ПОКАЗЫВАТЬ, ЧТО У НИХ ДОБРЫЕ И ВЛЮБЛЕННЫЕ ГЛАЗА», — писали вы. Но кТО НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТИ ТИГРЫ?

— Я уже не помню, потому что текст написал довольно давно. Думаю, что старался придумать, кем приятно себя представлять, вспоминая свои приключения, шалости, влюбленности. И тигры, еще и в темных очках, точно где-то в первой тройке. Здесь, конечно, речь не о тиграх, которые рычат и бросаются в бой, это игривые расслабленные тигры. Но постоять за себя могут!

— ВСЕ СВОИ ТРЕКИ ВЫ ЗАПИСЫВАЛИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ. «СУПЕРСЛАБОСТЬ» НЕ СТАЛа ИСКЛЮЧЕНИЕМ?

— У нас смешанный подход. Мы и правда много придумываем и записываем дома, в основном у Макса в гостиной. Нам так уютнее и удобнее, мы чувствуем себя полностью свободными. Но, например, барабаны не можем записать в гостиной, поэтому едем писать их в большой студии за городом к нашему другу Саше. Сводим и мастерим звук там же, поэтому здесь сочетание очень простых домашних сессий и вот таких профессиональных и подготовленных.

 

 

— МОЖЕТ БЫТЬ, У ВАС С ГОДАМИ ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ СМЕНИТЬ ТАКТИКУ, например отправиться НА БОЛЬШУЮ ЗАРУБЕЖНУЮ СТУДИЮ? ИЛИ ПРИГЛАСИТЬ гостя НА запись? КТО БЫ ЭТО МОГ БЫ БЫТЬ?

— Саша уже давно наш звукорежиссер, мы с ним очень хорошо друг друга понимаем, и он по-хорошему маньяк своего дела. Иногда приятно представлять, как мы поработали бы с Найджелом Годричем (продюсер и звукорежиссер Radiohead. — Прим. ред.) или Кевином Паркером (Tame Impala), но я правда не уверен, что это обернулось бы чем-то хорошим для наших песен.

— ПЕРВЫЙ ФИТ В ИСТОРИИ ГРУППЫ «СИРОТКИН» — ПЕСНЯ «НИКТО НЕ ЛЮБИТ БЫТЬ ОДИН» С Федуком. ПОЧЕМУ ИМЕННО Федук? ЕСТЬ МНОГО АРТИСТОВ, БОЛЕЕ БЛИЗКИХ ВАШЕМУ ВАЙБУ: MUJUICE, ZOLOTO, «СИНЕКДОХА МОНТОК». ЧТО ВДОХНОВИЛО ВАС НА эксперимент С ХИП-ХОПом?

— Думаю, чем ближе артисты по вайбу, тем более предсказуемый и понятный результат получится. Если поднапрячься, я могу представить, как музыкально поступил бы Роман (Mujuice) или Савва («Синекдоха Монток») в песне. И они мне для этого меньше нужны. А вот представить, что бы сделал Федя, я никак не могу, именно поэтому такие коллаборации ценны. И потом, послушав, что он сделал, нам нужно было на это реагировать, адаптировать наш трек. Это очень интересно.

 

 

— КАК ДАВНО ВЫ ЗНАКОМЫ и бЫСТРО ЛИ ВЫ СРАБОТАЛИСЬ?

— Мы познакомились случайно как раз в студии у Саши, звукорежиссера. Переписывались, что неплохо было бы попробовать что-то вместе. Потом, через несколько недель, мы принесли ему демку с первым куплетом и припевом. Федя удаленно придумал свою часть: весь текст и мелодию. После мы так же собрались у Макса дома, и Федя за несколько часов записал тонну разных вариантов своего куплета с разной подачей и вариациями мелодии. Мы вместе повыбирали самые удачные дубли и так же удаленно докрутили песню.

— ПОЯВИЛОСЬ ЛИ ЖЕЛАНИЕ ПРОДОЛЖИТЬ В ЭТОМ КЛЮЧЕ?

— Нам очень хочется пробовать новые фиты, это суперинтересный опыт и большая школа, потому что вот так, посидев вместе пару часов и посмотрев, как работает другой артист, можно узнать намного больше, чем за 100 часов просмотра обучающих роликов. Расширять аудиторию за счет этого тоже полезно. Кандидаты у нас есть, лично мне больше всего хотелось бы поработать с Аникой. Но хочется сначала придумать подходящую песню, а потом уже идти знакомиться.

 

 

— В ТРЕКЕ «СТАНЕМ ВОЛНАМИ» ЕСТЬ ФРАЗА: «НЕ ЗНАЮ, О ЧЕМ ТЕБЕ СПЕТЬ, ЧТОБЫ УШЛА ПЕЧАЛЬ». ЕСТЬ УСТОЙЧИВАЯ АССОЦИАЦИЯ С МУЗЫКОЙ ГРУППы «СИРОТКИН» — ЧТО ОНА, словно ТЕПЛЫЙ ПЛЕД, УКРЫВАЕТ ОТ ГРУСТИ. ТАКОго ЛИ ЭФФЕКТа ВЫ ОЖИДАЛИ ОТ СВОИХ ПЕСЕН?

— Мы иногда устаем от этих ассоциаций. Мне кажется, что у нас есть совсем другие песни, как «Добрый злой» или «Призраки», с другим настроением и посылом. Но от первого впечатления и от своей природы сложно отвязаться. Главное, не оказаться у него в плену и не делать одно и то же 100 раз подряд. Так что мы и дальше будем пробовать себя и других удивить.

— В ПОСЛЕДНИх ИНТЕРВЬЮ ты нЕСКОЛЬКО РАЗ РАССКАЗЫВАЛ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ С chatGPT и текстами песен. ВАШИ ПЕСНИ ВЫЗЫВАЮТ ОЩУЩЕНИЕ ИНТИМНОСТИ, ОЧЕНЬ ЛИЧНОГО. НЕУЖЕЛИ ТЫ СМОГ БЫ ПЕТЬ ПЕСНИ, ТЕКСТ КОТОРЫХ НАПИСАН КОМПЬЮТЕРОМ?

— По-моему, самостоятельность автора очень переоценена. Мозг все равно работает как большой синтезатор или даже миксер. Впитываешь много разной информации извне, а потом с учетом характера и каких-то сиюминутных желаний переформатируешь внешнюю информацию в свою. Так же, по сути, делают и нейросети. Я вполне представляю, как получил бы от ChatGPT 100 строчек, выбрал из них пять удачных и использовал бы как основу песни, она все равно стала бы нашей. Полностью отдавать все написание внешнему инструменту или человеку мы бы не стали — слишком интересно делать это самим. И потом, когда поешь ее со сцены, чувствуешь больше причастности, сильнее сопереживаешь.

 

 

— «ПЕСНЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ХРУПКОЙ И ВКРАДЧИВОЙ, ЛИБО, НАОБОРОТ, МОЩНОЙ И НАДРЫВНОЙ, БЕЗ ПОЛУТОНОВ» — ваши слова о новом EP. КАКИХ ИМЕННО ПОЛУТОНОВ В ТВОРЧЕСТВЕ и ЗВУЧАНИИ ВЫ ИЗБЕГАЕТЕ?

— Я очень не люблю термин «качественная музыка». Иногда тембрально, ритмически и гармонически все очень правильно и даже изысканно, но слушать это все до ужаса скучно. Вот такую музыку писать совсем не хочется. Я люблю, когда в песне есть обо что споткнуться, когда что-то смущает, заставляет даже перемотать и переслушать заново, потому что слово или нота странноватая, удар в барабан чуть спешит. В век, когда все можно поправить и выровнять за два клика мышкой, эта неправильность — самое ценное.

— Ваши НОВЫЕ ТРЕКИ словно УЖЕ были НАПИСАНЫ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ НА БОЛЬШУЮ АУДИТОРИЮ. БЫЛА ЛИ У ВАС ТАКАЯ ЗАДУМКА ВО ВРЕМЯ ЗАПИСИ?

 Это скорее не задумка, а следствие того, как прошел наш год. Мы очень много ездили и выступали. Соответственно, ощущения, которые мы испытываем на концертах, стали для нас очень важными. И мы хотели сделать свою жизнь на сцене ярче, развлекать себя и зрителей. Уже начали играть новые песни живьем и максимально от них кайфуем.

— ГРУППА «СИРОТКИН» ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ВЫРОСЛА ИЗ СКРОМНОЙ ИНДИ-ГРУППЫ ДО УЖЕ ВЕСЬМА ВОСТРЕБОВАННОГО, ПОПУЛЯРНОГО БеНДА, МУЗЫКА КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИМЕРОМ КАЧЕСТВА, СТИЛЯ И САМОБЫТНОСТИ. КАК ВЫ САМИ ОТНОСИТЕСЬ К СОБСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ, К солдауту НА КОНЦЕРТАХ, К БОЛЬШИМ СОБРАННЫМ ЗАЛАМ?

 Наверное, есть и синдром самозванца, и часть характера в этом. В принципе, мы все в группе интроверты, нам непросто вещать на большую аудиторию. Но именно говорить, петь и играть в больших залах мы как-то уже привыкли. Но это не значит, что мы все время считаем себя хуже других групп. Мы хорошо понимаем, что много работали и это приносит результат. Большинство участников группы почти всю жизнь играют на сцене, каждый из нас не новичок в музыке, да и с выхода первого релиза прошло уже больше восьми лет.

 

 

— Ноябрьский КОНЦЕРТ В МОСКВЕ ПРОходит НА БОЛЬШОЙ ПЛОЩАДКЕ VK STADIUM. В ОДНОМ ИЗ ВАШИХ ВЛОГОВ НА YOUTUBE ТЫ ОБЕЩАЛ СХОДИТЬ К ВОКАЛЬНОМУ КОУЧУ И МЕНТОРУ ПЕРЕД ЭТИМ ШОУ. ЗАЧЕМ ВООБЩЕ УСПЕШНОМУ АРТИСТУ МЕНТОРЫ, ПРЕПОДАВАТЕЛИ? КАКОГО УРОВНЯ ХОТЕЛОСЬ БЫ ДОСТИЧЬ С ИХ ПОМОЩЬЮ?

— Я походил к преподавателю немного. Может быть, не нашел пока своего, да и со свободным временем проблемы. Но дома, на репетициях, в машине я прямо много практикуюсь. Мне кажется, что стало значительно лучше получаться. Послушаете сами, как звучит со стороны!

— ВЫ нередко ДЕЛАЕТЕ АКЦЕНТ НА ТОМ, ЧТО ВСЕ УЧАСТНИКИ ГРУППЫ — ИНТРОВЕРТЫ И ВЫ ОЧЕНЬ УСТАЕТЕ ОТ НОВЫХ ЛЮДЕЙ НА КОНЦЕРТАХ. НО ТЕМ НЕ МЕНЕЕ У ГРУППЫ «СИРОТКИН» ОЧЕНЬ ПЛОТНЫЙ ГАСТРОЛЬНЫЙ ГРАФИК. И С КАЖДЫМ ГОДОМ ОН ВСЕ РАСТЕТ. ЗНАЧИТ, ЧТО-ТО В ЭТОМ ГАСТРОЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВАС ТАКЖЕ И ЗАРЯЖАЕТ?

— Нам очень нравится играть концерты. Я не вспомню ни одного раза, когда мы все вышли бы со сцены разочарованными, это всегда удовольствие. Но я лично не могу сказать, что это заряжает. Это и физически, и эмоционально очень затратная штука: на тебя смотрят сотни или тысячи людей, тебе нельзя ошибаться, тебе надо доставить им удовольствие. Так что тут скорее эмоциональные качели, к которым привыкаешь. 

— КАКОЙ ваш КУРС НА БУДУЩЕЕ?

— Мы не знаем, пока не строили вообще никаких планов, но представить, что мы сейчас вдруг остановимся и захотим просто отдохнуть, мне как-то сложно. Мы как будто набрали такой тонус и ритм, что не хочется замедляться. Будем пробовать новое, чтобы самим от себя не уставать.

 

Фотографии: «Сироткин»