Автор: Паша Яблонский

Питерская группа «Гафт» известна своим желанием поддерживать социально важные флешмобы. Бороться с домашним насилием, раком и другой несправедливостью — это все к Николаю Яковлеву, лидеру группы. Иногда возникает ощущение, что «Гафт» использует социальные акции в качестве пиара, ну а с другой стороны, что в этом плохого? Если бы все музыканты занимались таким пиаром, жить было бы сильно лучше. Лидер группы Николай Яковлев говорит: «Написал песню о домашнем насилии, после того как это случилось в моем самом близком кругу». После этого пришло осознание того, что главная миссия группы — помогать.

В пятницу у группы «Гафт» вышел альбом «Гафт панк». На этот раз помочь решили бездомным собакам: трек «В пухе тополином» — коллаборация с питерским приютом для бездомных собак «Четыре лапы». Впрочем, собаками дело не ограничилось: существует также делюкс-версия альбома, в которую вошли вставки-интерлюдии о ментальных проблемах, созвучных песням.

Что же до самих песен, «Большой Город» попросил Николая Яковлева рассказать о каждом треке нового альбома, а также о том, как «Гафт» существует последние полгода.

— Как сейчас дела у группы «ГАФТ»? Как вы переживаете последние полгода? Участники группы все еще в России?

— Весной я старался каждый день встречаться с друзьями, коллегами, близкими и далекими, чтобы их поддержать, подбодрить, побыть вместе. В непростые моменты наша сила, наша правда в том, чтобы держаться вместе, быть рядом, обниматься. 23 сентября у меня был день рождения, который я, как всегда, праздновал концертом. Когда мы пели финальную песню вместе с музыкантами из групп «Макодзеба», In.Spyral, «Папа», Гребенщиком и с моей женой, я физически почувствовал, как близки и как сильны люди, которые меня окружают, — меня просто снесло теплой волной. Мы в России и в ноябре поедем в наш первый тур «Гафт панк» на шесть городов: Москва, Питер, Екатеринбург, Липецк, Воронеж и Нижний Новгород. Мы будем вместе с нашими слушателями.

— У многих музыкантов сейчас вообще не получается сочинять музыку (например, об этом много писала Kate NV). Как с этим у вас?

— Мы планируем концепт нового альбома и подаем заявку на New Open Showcase Festival, чтобы получить на него грант. Толстой говорил, что во время войны с французами больше всего пользы приносили те люди, которые, несмотря ни на что, продолжали делать свое дело. Тексты песен идут тяжело и обрывками, но идут. У меня большой запас в черновиках — наверное, порядка 40 песен. Когда ничего не пишется, помогают черновики.

— Расскажите, когда вы поняли, что музыку можно, по сути, использовать и как активизм?

— Я написал песню о домашнем насилии, после того как это случилось в моем самом близком кругу. Тогда я понял, что песней можно добавить музыке еще одно измерение — помогающее. Мне кажется, группа «Гафт» — это вообще про помогать, поддерживать, вместе работать над стигмами общества. И если я написал песню об этом, мне кажется, концепт, акция, флешмоб делают ее еще сильнее, а слушателя — богаче. Раньше я думал, что домашнее насилие — это что-то из интернета, очень часто, пока самого тебя не коснется, внутренне не веришь, что такое вообще возможно. Надеюсь, в песнях наши идеи переданы достаточно сильно, чтобы те, кто услышит, у кого сердце отзовется, поймут, насколько это реально. Ну и комментарии в стиле «ваш трек помог мне выйти из токсичных отношений» очень помогают.

— Почему, по-вашему, почти никто из российских музыкантов не обращает не это внимания? Почему богатые и известные музыканты редко в открытую донатят в фонды — такое отношение характерно для России или же оно повсеместно?

— Ну почему же, Катя Iowa делает много сильных благотворительных штук — чего стоит день за кассой пышечной в рамках благотворительной акции «Добрая пышечка», еще у нее была песня  о загрязнении Байкала. Илья Лагутенко — попечитель фонда «Амур», который защищает диких тигров и леопардов. Екатерина Яшникова поддерживает фонд Leikozu.net. Девчонки из «Комсомольска» играют благотворительные концерты — и вписались к нам на благотворительный трек в поддержку фонда помощи хосписам «Вера», наравне со «Свиданием», Екатериной Яшниковой, Гребенщиком, Lurmish, E-SEX-T, «Монти Механиком», Нашей Таней. Конечно, есть те, кто считает благотворительность чудодейственной мздой и очисткой кармы, но многие музыканты, которых я люблю, знаю и уважаю, помогают, просто чтобы помогать.

1. «ты все придумала сама». Мне снился трамвайный парк. Красные, синие старые трамваи ходили по кольцу. В парке стояла старенькая радиоточка как у мамы. Оттуда играла песня, какая-то популярная «ты далеко, как свет в начале дня». Я проснулся и понял, что такой песни нет, дописал недостающие слова. Там не хватало половины припева, и я взял строчку из песни «Листок» памяти нашего погибшего ударника Макса (в ней герой, которого нет в живых, говорит с возлюбленной: «Я теплый луч, я белый свет, я ветер в волосах» — и письмо, как же без писем). Песня-флер, мечта о другом мире, которого не было и быть не может.

2. «отмени обними». Гипомания. Мысли скачут, чувства героя мечутся между крайностями внутри даже одной строки. Если честно, мне очень надоело бесконечное достигаторство, стремление людей стать «лучшей версией себя». Части мира сражаются друг с другом — боже, можно мне хотя бы не сражаться с самим собой? Конечно, по музыке это оммаж группе t.A.t.U. Песня написана левой пяткой за пару дней (по крайней мере, текст — опять меня обидел какой-нибудь эсэмэмщик, вот я и выдал песню). Уверен, она станет самой успешной песней группы «Гафт».

3. «Пой, пока не посадили», в смысле, «у тебя больше нет сердца». С самого начала специальной операции каждый считал своим долгом перетянуть меня на ту или другую сторону, чтобы я был или за белых, или за красных, или за синих. В песне — и боль из-за уехавших в другие страны друзей, и память о сталинских репрессиях, но, мне кажется, все подано в таком светлом ключе, что это можно слушать и танцевать, а не только страдать и плакать.

4. «я ошибся во всем». Ну и паршиво мне было, когда я писал эту песню. Но как же круто она звучит! Тут тебе и гиперпоп, и Nirvana («Я ошибся во все-о-о-о-о-о-о-ом»), и Massive Attack, и восточные мотивы — честное слово, мы в нее запихнули все, чему научились за десять лет. Считаю строчку «Цой давно мертв, детка, как и ты» одной из своих лучших.

5. «что болит в твоей груди?» (feat. Маша Хима)

Маша Хима

— Моя черновая зарисовка, из которой мы взяли слова для хука, называлась «Человек без философии».

Мы стояли на балкончике Коляна, курили и обсуждали прослушанные демо, которые он предлагал взять в работу. В одной из зарисовок Коли в тексте мелькало что-то про алкоголь, и у меня это сразу срослось с той моей зарисовкой. Человек без философии — это лирический герой, слова которого ничего не значат. По одной простой причине — они ничего не значат для него самого. Он противоречит сам себе, уверенно отстаивая каждый раз новую позицию, абсолютно противоречащую той, что он отстаивал еще вчера, любое неудобное несоответствие прикрывая состоянием алкогольного опьянения.

Так что для меня это история об усталости, связанной с попытками проэмпатировать человеку, который не может понять сам себя, о тщетности восприятия слов за чистую монету, о бессмысленности «но ты же сказал».

Иногда нет никакой разницы, что человек говорит о себе. Я вообще думаю, что в большинстве случаев то, что человек говорит о себе, не имеет ничего общего с правдой. Люди говорят о себе только то, что хотят, чтобы о них думали. И я понимаю, что мое мнение не особо популярно в эпоху «нужно разговаривать», но все же видеть людей сквозь пелену сказанного ими о себе не повредит.

6. «в пухе тополином». Недавно меня спросили на ютьюбе: «Не подскажете, о чем песня? Я не понимаю». Мне кажется, авторский контекст не всегда важен. И строчка «девочка любимая моя лежит в пухе, в пухе тополином» без коннотации, что это про мою кошку, которая умерла, может восприниматься куда интересней и шире. И почему в песне кошку я называю «моей маленькой птичкой», а в каких-то старых песнях я пою про погибшего папу словами «птица моя, прилетай ко мне, плюнь на небеса» — мне кажется, все эти контексты сотрутся временем, но останутся люди, которые каждый раз будут считывать эти песни как-то по-новому. Так что ищите свои смыслы сами.

обложка: Антон Улатов/«Гафт»