16 июля из морского порта Сочи стартовал первый за долгие годы международный круиз из России. Лайнер Astoria Grande отправился в Турцию, хотя изначально, в начале года, в маршруте указывали Кипр, Грецию и Египет. Специально для «Большого Города» редактор Михаил Вербицкий разобрался, как в России готовили первый международный круиз, почему все пошло не по плану и что предлагают туристам в этом сезоне.

Автор: Михаил Вербицкий

Возрождение индустрии

Речные и морские круизы были популярны в СССР. В 80-е государство стало оператором и владельцем крупнейшего круизного флота. Лайнеры уходили и в ближнее, и в дальнее зарубежье. С распадом Советского Союза индустрия тоже развалилась.

В XXI веке россияне отправлялись в морские круизы на иностранном суднах и, как правило, из зарубежных портов. Сегодня в России работает четыре круизных порта — в Санкт-Петербурге, Сочи, Петропавловске-Камчатском и Владивостоке. До недавнего времени посадку и высадку разрешали в Санкт-Петербурге и Владивостоке, однако лишь на середине пути, писали «Известия».

По мнению независимого круизного агента Ненси Мухер, российский рынок уже давно нуждается в развитии круизного туризма. «Еще в 2015 году мы вместе с несколькими энтузиастами написали письмо в резиденцию президента Владимира Путина о том, что в России нужно создать свою круизную линию, которые уже есть у многих стран — США, Германии, Италии, Греции и Турции», — рассказывает она.

На фоне падения, продолжает Мухер, многие круизные компании стали избавляться от лишних кораблей во флоте. Тогда и появилась группа неназванных бизнесменов из России, которые приобрели старый корабль компании Aida Cruises — Aida Cara — и превратили его в Astoria Grande.

Первый спуск этого лайнера на воду состоялся в июле 1996-го — тогда судно отправилось в Пальма-де Мальорку. Следующие годы Astoria Grande ходила по Балтийскому и Средиземному морю, до Канарских островов и Северной Европы. В конце 2006-го судно стало совершать круизы вокруг Аравийского полуострова — впервые в истории человечества.

Сейчас Astoria Grande — единственное судно с домашним портом в России.

«Теперь турпоток из морского Сочи вырастет в шесть раз»

О первых международных морских круизах из Сочи объявили в конце января 2022 года. В июле 2021-го лайнер у американской компании Carnival Corporation приобрела группа неизвестных российских инвесторов. После Astoria Grande прошла техническую модернизацию. Основной компанией — оператором и представителем судовладельцев по маркетингу и продвижению на российском рынке стала судоходная компания «Аквилон».

«На российском рынке существует большой отложенный спрос на международные морские круизы. Поездки иностранных компаний с выходом из зарубежных портов — это авиаперелеты, пограничный и санитарно-эпидемиологический контроль различных стран, визовые проблемы, переезды. Все это доставляло неудобства и риски для российских граждан», — рассказывал директор по продажам и маркетингу «Аквилона» Игорь Глухов.

Проект круизов на Astoria Grande был разработан в сотрудничестве с международными игроками круизного бизнеса — Bernhard Schulte Shipmanagement (управляющий и собственник 600 судов, из них 14 круизных) и Sea Chefs, которая занимается отельным менеджментом на 70 круизных судах. Домашний порт Astoria Grande — Сочи, самый крупный и многофункциональный пассажирский порт на Черном море. При этом само судно Astoria Grande ходит под панамским флагом.

Гендиректор АО «Морпорт Сочи» Владимир Деркунов заявлял, что с запуском международных круизов пассажиропоток порта может вырасти до шести раз. По его словам, в 2021 году услугами порта воспользовались 586 тысяч человек.

Вместо Кипра, Греции и Египта — только Турция

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), Astoria Grande — фактически единственный российский круизный лайнер, который собирается ходить по Черному морю в 2022 году. Российский лайнер «Петр Великий» круизной компании «Мостурфлот» планировал совершать международные круизы не ранее 2023 года.

В январе представители «Аквилона» рассказывали, что планируют устроить первый круиз 2 апреля, а закончить сезон — в середине осени. Продолжительность морских путешествий должна была составить от 11 до 14 ночей. За это время предполагали выполнить 16 круизов по четырем маршрутам:

Стамбул (Турция) — Кушадасы (Турция) — Бодрум (Турция) — Александрия (Египет)

Турция — Кипр — Израиль — Египет

Батуми (Грузия) — Турция — Миконос и Санторини (Греция)

Сирос — Лемнос — Патмос — Санторини — Милос — Кос (Греция)

Важным преимуществом предстоящих международных круизов на Astoria Grande называли «полное отсутствие языкового барьера для россиян», поскольку «все печатные материалы, меню, радиовещание будут только на русском».

Однако после старта военной спецоперации ситуация изменилась. Сначала, в конце февраля, западные круизные операторы отказались от заходов в российские порты на Черном море и Балтике. Представитель Astoria Grande тогда не стал комментировать свои планы. 30 марта в АТОР сообщили, что первый круиз на лайнере, намеченный на 2 апреля из порта Сочи, может быть отменен — с сайтах всех агентов удалили информацию о запланированных поездках и ценах на билеты. На тот момент Astoria Grande находился в окрестностях Стамбула. Итоговой причиной срыва круиза называли именно задержку в Турции.

«Планы компании были нарушены началом военной операции. Корабль должен был начать плавание весной и предлагал интересные маршруты, но все пришлось отменить из-за ситуации в стране», — рассказала Ненси Мухер. По ее словам, «было приложено немало усилий, чтобы договориться с турками, которые сейчас борются за российский рынок и никак не хотят его потерять». «Это получилось именно потому, что владельцы компании имеют опыт в круизной индустрии и вложили миллионы долларов в восстановление и адаптацию корабля. Было бы непростительно, если бы корабль в итоге долго простаивал», — говорит Мухер.

Продажи были возобновлены в середине июня. Еще у лайнера сменился оператор: место российского «Аквилона» занял турецкий круизный лидер Miray Cruises. Эксперты посчитали решение о смене оператора юридическим фактором, поскольку многие вопросы по-прежнему решаются с российскими представителями.

Обновилось и расписание круизов: не четыре, а три маршрута; не две неделя, а одна; не Турция, Кипр и Греция, а только Турция.

Сочи — Стамбул (2 дня) — Бозджаада — Синоп — Сочи

Сочи — Стамбул — Чешме — Бозджаада — Синоп — Сочи

Сочи — Трабзон — Синоп — Стамбул (2 дня) — Сочи

Теперь с июля по октябрь Astoria Grande планирует совершить 15 рейсов. Отправление — каждую субботу. Организаторы тура рассчитывают привлечь более 20 тысяч российских туристов.

Почему поездки будут безопасными, несмотря на спецоперацию

Astoria Grande рассчитан на 1 328 пассажиров. На судне оборудовано 593 каюты разных категорий, 48 кают класса люкс, полулюксов, а также каюты с балконами. Еще есть 11 палуб, три ресторана, пять баров и концертный зал на 800 мест. Цены на круиз начинаются от 78 тысяч рублей, точную стоимость можно узнать на сайте или по телефону горячей линии.

В стоимость тура по системе «все включено» входит четырехразовое питание в главном ресторане со средиземноморской, итальянской и традиционной кухней, снеки и безалкогольные напитки в течение дня, а также интернет на борту. В концертном зале проходит шесть вечерних шоу-программ. На открытом воздухе можно заняться йогой, пилатесом, стретчингом, волейболом, баскетболом и мини-футболом. Также на борту оборудован тренажерный зал. Для спокойного отдыха есть библиотека и панорамные площадки. Можно воспользоваться услугами спа-салона. На борту лайнера принимаются карты «Мир».

23 июля завершился первый круиз сезона. «Все прошло успешно, но не обошлось без изменений маршрута. Из-за сильного северо-восточного ветра, оператор решил не идти к острову Бозджаада. Вместо этого мы посетили Чанаккале. В порту города Синоп нас встретила делегация во главе с губернатором и тепло приветствовала пассажиров лайнера», — рассказали представители Astoria Grande. В этот же день судно отправилось во второй круиз.

Сегодня Черное море остается местом, которое связано с боевыми действиями вокруг Украины. «Сейчас Черное море — это регион, скажем так, неоднозначный для морских круизов. Судя по туристическим пабликам и телеграм-каналам, народ пока, мягко говоря, осторожен», — говорил Илья Милитицкий, заместитель генерального директора компании «Бриз Лайн».

В Astoria Grande уверяют, что маршруты движения судна пролегают через южную и восточную части Черного моря: «Эти пути абсолютно безопасны для судоходства. Ежедневно по ним проходят более 100 судов разных типов». В компании добавляют, что лайнер оснащен всеми современными системами навигационной и противопожарной безопасности. По мнению Ненси Музер, мировая круизная индустрия имеет репутацию самого безопасного отдыха, поэтому капитан корабля «приложит все усилия и рассчитает навигацию таким образом, чтобы пассажиры на борту находились в безопасности».

Фотографии: Astoria Grande